СРОЧНО НУЖЕН ДОКЛАД ПО БИОЛОГИИ "ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ"ПОЖАЛУЙСТА

1 Январь 0001

СРОЧНО НУЖЕН ДОКЛАД ПО БИОЛОГИИ “ЦАРСТВО ГРИБЫ.ЛИШАЙНИКИ”

ПОЖАЛУЙСТА:)

• 300 тысяч видов, гетеротрофные эукариоты. Сочетают признаки растений (неподвижность, неограниченный верхушечный рост, способность к синтезу витаминов, наличие клеточных стенок) и признаки животных (гетеротрофный тип питания, хитин в клеточных стенках, запасной углевод гликоген, образование мочевины как продукта обмена).

Грибы – специалисты по разрушению растительной органики. Их тело представлено тонкими нитями – гифами, образующими мицелий (грибницу) внутри или на поверхности различных субстратов. Гриб имеет большую площадь соприкосновения и выделяет в субстрат ферменты, переваривающие белки, жиры и углеводы (в том числе целлюлазы – ферменты, разрушающие оболочки растительных клеток), переваренные вещества поглощаются всей поверхностью (осмотически). Плодовые тела шляпочных грибов также образованы гифами, плотно упакованными и образующими ложную ткань (плектенхима, клетки делятся только в одной плоскости). Мицелий может иметь клеточное строение или синцитиальное (отсутствуют перегородки между клетками). Основу оболочек клеток составляет хитин и белки, характерно отложение пигментов. Ядра гаплоидные, их может быть одно или несколько, причем генетически различных (после слияния гиф разных особей). Характерной особенностью грибов являются внутриядерные митозы и мейозы (образование веретена и расхождение хромосом происходят без разрушения ядерной оболочки, затем ядро делится перетяжкой). Вегетативно грибы размножаются частями мицелия, путем отделения особых клеток (концевых – артроспор, с утолщенными стенками – хламидоспор), для дрожжей характерно почкование.

При бесполом размножении от мицелия поднимаются вертикальные гифы, несущие либо спорангии со спорами, либо открытые конидиеносцы, от которых по мере созревания отделяются конидиеспоры. Для грибов характерно упрощение полового размножения: могут сливаться ядра (в многоядерных клетках), гаметы, гаметангии (половые органы) или гифы. Ядро зиготы делится мейозом, после чего образуются споры полового размножения. У сумчатых грибов образование спор происходит в особых сумках (асках, отсюда – аскоспоры), у базидиальных грибов базидиоспоры развиваются на особых выростах (базидиях) открыто. Таким образом, у грибов споры образуются и при бесполом, и при половом размножении.

Отдел Оомицеты

К оомицетам относится фитофтора, которая вызывает гниение листьев и стеблей картофеля. Споры гриба разносятся ветром и заражают другие растения. Осенью споры заражают клубни (особенно при копке), в которых развивается сухая гниль ржаво-коричневой окраски. Умеренно зараженные клубни становятся источником заражения при посадке.

Отдел Настоящие грибы

Настоящие грибы делят на низших и высших. У низших грибов мицелий синцитиальный (отсутствуют перегородки между клетками), обширный, хорошо развитый, ветвящийся. К этой группе относятся ризопус и мукор, образующие головчатые плесени: над поверхностью поднимаются гифы со спорангиями, которые отмирают и чернеют, освобождая зрелые споры. Поселяются на разных субстратах, ризопус – обыкновенная хлебная плесень.

У высших грибов мицелий клеточный. К классу Сумчатые (аскомицеты) относятся пеницилл, аспергилл, спорынья, дрожжи, мучнисторосые грибы, сморчки, строчки, трюфели. К классу Базидиальные – остальные шляпочные грибы, головневые, ржавчинные и трутовики.

Пеницилл и аспергилл – широко распространенные сапрофиты. Пеницилл образует голубую, зеленую или желтую, аспергилл – черную, коричневую, зеленую и желтую плесени на самых разных субстратах. Бесполое размножение с помощью конидий, у пеницилла конидиеносец заканчивается кисточкой, у аспергилла его конец шаровидно вздут и от него радиально расходятся цепочки конидий. Для них характерно выделение в субстрат антибиотиков (веществ, подавляющих размножение бактерий), самым важным из них является пенициллин. Пеницилл используют при созревании сыров рокфор и камамбер. Аспергилл способен поселяться и поражать легкие, мозг, кожу человека и животных.

Спорынья – паразит злаков. В колосе хорошо заметны пораженные зерна – рожки (склероции). Вред незначителен (поражается до 1% урожая), но если в муке содержится 0,06% размолотых склероциев, хлеб становится ядовит.  Две формы отравления: злые корчи – конвульсии, боль в голове, желудке; и антонов огонь: прогрессирующее омертвение тканей пальцев, носа. Обе формы могут закончиться смертью.

Дрожжи (сахаромицеты) не имеют мицелия, одноклеточные, размножаются почкованием. Пивные (они же хлебопекарные) и винные дрожжи производят спиртовое брожение.

Головневые, ржавчинные и мучнисторосые грибы паразитируют на всех высших растениях, мицелий развивается в тканях, на поверхности образуется скопление спор соответствующей окраски. Имеют большое экономическое значение, значительно снижая урожайность или вызывая гибель. Грибы – разрушители древесины (домовый, трутовик, чага с многолетними плодовыми телами); копрофилы (шампиньон); паразиты человека и животных (стригущий лишай, грибковые заболевания кожи), всего известно около 10 000 видов паразитов растений и около 1 000 паразитируют на животных. Среди шляпочных грибов различают съедобные (100 видов), условно съедобные (ядовиты без специальной обработки – сморчки) и ядовитые (бледная поганка, мухоморы).

В экосистемах грибы являются редуцентами, разрушителями целлюлозы, играют важную роль в образовании гумуса. С корнями деревьев часть грибов образуют микоризу (грибокорень): врастая в старые участки корней, гифы грибов поставляют воду, минеральные вещества, вырабатывают витамины и гормоны роста, а сами получают углеводы (белый гриб, подберезовик, подосиновик, моховик, сыроежки и др.). В симбиозе с водорослями грибы образуют лишайники.

Биология