Сочинение на тему кальвин и лойола как много их объединяло

20 Январь 2012



сочинение на тему кальвин и лойола как много их объединяло

  • Прошлый раз мы обсуждали с вами очень интересную тему – протестантизм, т.е. то, что по-другому называется Реформацией. И я обещал в завершение этой темы рассказать вам о кальвинизме. В принципе, я уже хотел скорее перейти к Контрреформации, но все же скажу несколько слов о Кальвине. Реформация, как всякое «движение масс», развивалась стихийно, было несколько деятелей Реформации. Реформация в Германии – это Лютер, Реформация во Франции и Швейцарии – это Кальвин, Реформация в Англии – это Кранмер и др., да и сам английский король Генрих VIII. Т.е. в каждой стране были какие-то особенности этого процесса. Но Кальвин – это один из крупнейших идеологов Реформации, его идеи до сих пор живут (см. напр. Карл Барт. «Богословие Жана Кальвина»). Собственно, основная идея Кальвина, выделяющая его из прочих идеологов Реформации, – это идея предопределения. Очень важная идея. Что значит предопределение? Вы знаете, что в Средние века, особенно в западном богословии, большое внимание уделялось проблеме Божественного знания. Вот Фома Аквинский об этом писал (вопрос 14 из I части «Суммы теологии»). Что знает Бог и как Он знает? Вопрос называется «De scientia Dei» («О знании Божием»). И вот пятый подраздел этого вопроса звучит так: «Знает ли Бог что-нибудь, кроме Себя?». Этот подраздел начинается со слов: “Videtur, quod Deus non cognoscat alia a se” («Кажется, что Бог не знает ничего, кроме Себя»). До этого в четырех подразделах Фома Аквинский доказывает, что Бог Себя сознает, ибо Он – Личность, обладающая разумом и волей и, следовательно, самосознанием. Он знает, что Он Бог. Вот боги индийские – они, может быть, и не знают, что они боги, а наш Бог – Он знает, что Он Бог. Но возникает вопрос, знает ли Он нас: существуем ли мы, что мы делаем, с чего мы начали, чем мы закончим? Фома Аквинский утверждает, что Он и нас знает, что Бог знает Свое творение; прежде чем сотворить его, Он уже его знал. Сама по себе мысль правильная. А как же иначе? Ведь Бог всеведущ. Как же Он может не знать о нас? Например, что мы сейчас проводим занятие. Правильно? И даже знает, что из этого выйдет: все ли закончат колледж. Мы этого не знаем, а Бог знает. Ну а если дальше продолжить, то, значит, Бог знает, когда мы умрем? Так? Т.е. знает наш смертный час, чем мы закончим, как закончится наша земная жизнь. Ну а давайте еще дальше рассуждать. Бог знает и нашу загробную участь, попадем ли мы в рай, или в ад. Бог знает все. Но если Бог уже знает про нас все, то зачем мы живем? Какой смысл имеет наша жизнь, если все уже известно? Это вопрос вопросов для любого мыслящего христианина, т.е. для христианина, который понимает, Кому он молится. Т.е. христианин должен понимать, что он не молится равному себе; как мы просим, например, у начальства квартиру или прибавку к зарплате. Т.е. мы понимаем, что начальство может дать или не дать, но мы понимаем также, что начальство не знает, что из этой прибавки к зарплате выйдет, и как мы будем ее использовать, и т.д. Если наша молитва напоминает молитву язычника к своему идолу, которого, если тот хорошо все устроит, он мажет рыбьим жиром (как китайцы поступали со своими кумирами), а если плохо – то побьет его… если у нас такая, языческая по сути, вера, то для нас нет проблем предопределения и знания Божьего. Но если мы молимся Богу Творцу, то, естественно, перед нами встает вопрос: а Он ведь знает уже, что нам нужно. И знает нашу дальнейшую участь. Т.е. мы уже предопределены. И когда Кальвин говорит, что некоторые люди предопределены к спасению, а некоторые – к погибели, он не говорит ничего противоречащего здравому смыслу и христианскому пониманию Бога. Т.е. Бог действительно знает нашу участь. Но здесь тонкость. Есть предузнание и есть предопределение. Бог знает, что с нами будет, но Он не лишил нас свободы воли, и поэтому, хотя Он и знает, что с нами будет, но все же мы сами себе заслуживаем то, что мы получим. Т.е. Бог дает нам шанс спастись, но при этом знает, воспользуемся ли мы этим шансом или нет. Это знание Божие никак нас не детерминирует, никак нас не принуждает к тому или иному исходу нашей жизни. 








История

Комментарии закрыты.