12,13 и 14 темы

17 Февраль 2014



Тема 12. Финансово-правовые основы банковской деятельности

Цели и задачи изучения темы

Цели данной темы – изучить особенности денежной системы Российской Федерации и правила ведения кассовых операций.

Задачами данной темы являются: усвоение понятийно-категориального аппарата, детальное изучение природы денежной системы, усвоение принципов ведения кассовых операций.

12.1. Денежная система Российской Федерации

Современное государство нельзя представить без денег, как в наличной, так и в безналичной форме, без правил, определяющих их эмиссию, а также без регламентации форм и порядка платежей. Деньги лежат в основе всего экономического оборота. Деньги принято понимать в социальном, экономическом и юридическом смысле. Как экономическая категория деньги определяются через функции, которые они выполняют. Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Сущность денег определяется их функциями: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ, средство платежа, мировые деньги.

Юридическое понятие денег не тождественно их экономическому определению. В праве принято рассматривать деньги, прежде всего, с частноправовых позиций, как объект гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Однако цивилистическая концепция денег не совпадает с понятием денег в финансовом праве, так как имущественные отношения в финансовом праве являются по своей экономической сути финансовыми, а не товарно-денежными. Финансовые отношения, будучи денежными, являются одновременно распределительными, а распределять, как известно, можно лишь доходы, накопления и т.д., образовавшиеся в результате обмена товаров на деньги.

Деньги, как в наличной, так и в безналичной форме непрерывно перемещаются от одних субъектов экономического хозяйственного оборота к другим. Этот процесс получил название денежного обращения. Принято различать наличное и безналичное денежное обращение.

Если денежное обращение – это фактическое перемещение денег, которое подчиняется экономическим законам, то денежная система представляет собой форму государственного воздействия, правовые способы, которыми власть стремится урегулировать процесс непрерывного движения денег. Регламентация денежного обращения осуществляется нормами различных отраслей права, в частности конституционного, финансового, гражданского, уголовного и административного. Понятие денежной системы имеет два аспекта: юридический и экономический.

С экономической точки зрения денежная система понимается как один из определенных, исторически сложившихся типов государственного регулирования ценности денежных знаков. Здесь выделяют систему золотого обращения, систему обращения бумажных денег, систему обращения безналичных (электронных) денег.

С юридической точки зрения денежная система включает в себя следующие элементы:

1. Наименование денежной единицы;

2. Виды государственных денежных знаков;

3. Порядок выпуска, обращения и изъятия денежных знаков;

4. Условия денежного обращения, в том числе установление пределов использования наличных денег и порядок проведения безналичных расчетов;

5. Контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег.

Таким образом, денежная система – это обусловленная экономическими, историческими и политическими причинами организация денежного обращения в стране.

В хозяйственном обороте деньги являются всеобщим средством обмена. Это значит, что любой хозяйствующий субъект может в обмен на деньги получить имущественное благо (товар, работу или услугу). Однако, чтобы деньги имели юридический статус, они должны получить со стороны государства значение законного платежного средства. Это происходит путем установления в законе государственной денежной единицы, выпуска соответствующих денежных знаков и объявления, что такими знаками можно погашать существующие долги.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ и ст. 27 Закона о Банке России официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.

Денежная единица – это расчетная единица, измеряющая платежную силу денежных знаков, мерило ценностей, определяющее рыночную стоимость товаров, работ или услуг.

Один рубль состоит из 100 коп. (ст. 27 Закона о Банке России). Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Деятельность государства в области денежного обращения сводится к тому, что государство объявляет определенные предметы платежным средством, устанавливает степень их платежной силы, выражая ее в счетных единицах, производит этими предметами платежи в отношении своих кредиторов и принимает их в погашение долгов своих дебиторов. В результате предметы эти становятся средством обращения.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно ЦБ РФ. Банкноты (банковские билеты) и монеты ЦБ РФ являются единственным законным средством наличного платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. В Российской Федерации, как и в советский период, обращение денежных суррогатов запрещено.

Банкноты и монеты ЦБ РФ являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты выпускаются достоинством 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб. Металлическая монета выпускается достоинством в 10, 5 и 1 руб., 50, 10, 5 и 1 коп.

Банкноты и монеты ЦБ РФ обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Банкноты и монеты ЦБ РФ не могут быть объявлены утратившими силу законного средства платежа, если не установлен значительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монет ЦБ РФ старого образца на банкноты и монеты ЦБ РФ нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет (п. 2 ст. 31 Закона о Банке России). Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами (ст. 32 Закона о Банке России).

Совет директоров ЦБ РФ вправе принимать решения как о выпуске банкнот и монет ЦБ РФ нового образца, так и об изъятии из обращения банкнот и монет ЦБ РФ старого образца. Ему же принадлежит право утверждать номиналы и образцы новых денежных знаков. Решение о выпуске банкнот и монет в порядке предварительного информирования направляется ЦБ РФ в Государственную Думу и Правительство РФ (ст. 33 Закона о Банке России). Согласно ст. 33 Закона оБанке России, описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Эмиссия безналичных денег является первичной по сравнению с эмиссией наличных денег. Участниками безналичной эмиссии денег выступают ЦБ РФ и коммерческие банки. Правовая регламентация безналичной эмиссии осуществляется, прежде всего, путем регулирования ЦБ РФ норм обязательных резервов банков.

В условиях социалистического хозяйствования правительство Советского государства в плановом порядке определяло соответствие между количеством денег, массой товаров, подлежащих реализации, и скоростью обращения денег. Именно таким образом регулировалось денежное обращение в советской стране. В современных условиях существования свободного рынка плановость денежного обращения неосуществима, так как теперь она подчиняется объективным закономерностям обращения денег. За государством остается функция регулятора таких отношений.

Функции организации наличного денежного обращения возложены законодательством на ЦБ РФ. Сюда относятся:

■прогнозирование и организация производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов;

■установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

■установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных банкнот и монет;

■определение порядка ведения кассовых операций.

12.2. Правила ведения кассовых операций

Правила ведения кассовых операций – это установленный в нормативных актах ЦБ РФ, локальных актах кредитных организаций и определенный в договорах между кредитной организацией и клиентами порядок совершения банковских операций, а также приема, хранения, перевозки, инкассации и выдачи наличных денежных средств и ценностей. Согласно ст. 34 Закона о Банке России, определение порядка ведения кассовых операций относится к компетенции ЦБ РФ. Реализуя свои полномочия, ЦБ РФ принял ряд нормативных актов:

Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

Положение ЦБ РФ о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации;

Указание ЦБ РФ от 07.02.2005 № 1548-У «О порядке открытия (закрытия) и организации работы передвижного пункта кассовых операций банка (филиала)»;

Положение ЦБ РФ от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»;

Положение ЦБ РФ от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правил хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

На этой правовой основе кредитные организации разрабатывают локальные акты в виде инструкций и регламентов, где предусматривается порядок осуществления кассовых операций применительно к своей деятельности. Основное требование, предъявляемое к таким документам: они не должны противоречить правилам, установленным ЦБ РФ.

Кассовые операции включают в себя следующие группы отношений:

■расчеты наличными денежными средствами;

■отношения по хранению денежных средств в кассах организаций;

■отношения по перевозке и инкассации денежной наличности;

■ отношения между кредитной организацией и клиентами по выдаче наличных денежных средств, а также выдача наличных денежных средств из кассы организаций.

Расчеты наличными денежными средствами. Наличные расчеты осуществляются преимущественно физическими лицами, а также между гражданами и организациями при платежах за приобретенные товары, оказанные услуги, выполненные работы. Объем расчетов наличными денежными средствами юридическими липами незначителен, так как государство в целях контроля заинтересовано в их сокращении. Впервые в нашей стране ограничение расчетов наличными денежными средствами введено в 1921 г. Декретом СНК от 15.07.1920 «О расчетных операциях» было установлено правило, по которому допускались наличные расчеты между организациями на сумму не свыше 5000 руб.

Сегодня размер расчетов наличными денежными средствами предусмотрен Указаниями ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (далее – Указания ЦБ РФ № 1843-У). Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. Указания ЦБ РФ № 1843-У распространяются на все юридические лица, в том числе и на те, в сферу деятельности которых входит размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

Законодатель не установил каких-либо временных ограничений для осуществления расчетов наличными деньгами, как, например, один рабочий день. Ограничение по сумме в размере 100 тыс. руб. действует в рамках одного договора независимо от периодичности расчетов.

Расчеты наличными денежными средствами имеют ряд особенностей:

1.Не распространяются ограничения на расчеты хозяйствующих субъектов со своими сотрудниками по выплате заработной платы, стипендий, иным выплатам, в том числе социального характера.

2.Юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы на предоставление займов.

3.Наличные деньги, принятые в качестве платежей в пользу других лиц, подлежат сдаче в полном размере в кассы кредитных организаций и не могут расходоваться на иные цели.

Вопросы хранения наличных денежных средств и установления лимита кассы регламентируются Положением ЦБ РФ о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации и Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.1993 №40.



Согласно установленным правилам, юридические лица независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков. Иными словами, наличные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат обязательной сдаче в банки и последующему зачислению на расчетные счета организаций. Свободные денежные средства передаются в банк на договорных началах. В соглашении между банком и клиентом предусматривается порядок, а также сроки такой передачи. При установлении лимита кассы учитывается хозяйственная потребность в оборачиваемости денежных средств, а также необходимая сумма наличных денег для ежедневного использования. Договорной характер отношений предполагает различные сроки для сдачи предприятиями наличных денежных средств, которые зависят от места расположения организации и могут быть от ежедневного до одного раза в несколько дней. Порядок сдачи наличных денежных средств в кредитную организацию и определение максимального размера суммы наличных денежных средств, которые могут храниться в кассе, именуются установлением лимита кассы. Лимит остатка наличных денег устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Если же в состав организации входят подразделения, которые не имеют самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, то определяется единый лимит остатка кассы с учетом структурных подразделений. При наличии представительств или филиалов, имеющих отдельный баланс и счет в банке, лимит устанавливается по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по обоснованной и мотивированной просьбе клиента, например в случае изменения кассовых оборотов, условий сдачи выручки.

При наличии у организации нескольких счетов в различных банках она по своему усмотрению обращается в один из обслуживающих банков. После определения лимита остатка кассы в одном из банков организация направляет соответствующие уведомления в другие банки, в которых открыты ее расчетные счета.

Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства, устанавливаются учреждениями ЦБ РФ или уполномоченными кредитными организациями. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами Федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства.

Если организация не обратится в банк за установлением лимита кассы, он считается нулевым, а не сданная клиентом в банк денежная наличность — сверхлимитной. Организация должна вносить денежную наличность в кассу только на свой банковский счет, открытый в этой кредитной организации. Установление такого ограничения предполагает, что организация не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц, минуя свой расчетный счет.

Лимит остатка кассы предполагает определенные ограничения для организаций:

организации по согласованию с банком могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку лишь на цели, предусмотренные действующим законодательством;

организации могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера, стипендии не свыше трех рабочих дней, а для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до пяти дней. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков;

организации не имеют права накапливать в кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и иные цели) до установленного срока их выплаты.

Банк не реже одного раза в два года проверяет соблюдение порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. При выявлении нарушений, копии справок направляются в налоговые органы для принятия к предприятию мер административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. Статья 15.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России, включая отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Перевозка и инкассация денежной наличности. Кредитная организация осуществляет инкассацию и доставку как собственных денежных средств и ценностей, так и наличных денежных средств и ценностей, принадлежащих клиентам (Положение ЦБ РФ о правилах организации наличного денежного обращения).

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков (Положение ЦБ РФ о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации). Наличные деньги могут сдаваться организациями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Для комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц и обработки денежной наличности кредитная организация создает кассовое подразделение, состоящее из приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних касс. Количество таких подразделений, численность кассовых работников в них, а также необходимость установки банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов определяются самой кредитной организацией.

Выдача наличных денежных средств. Для получения наличных денежных средств со счета банк выдает организациям денежные чековые книжки. Чеки принимаются кредитной организацией в течение десяти дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе. Клиент кредитной организации обязан указывать на обороте денежных чеков назначение сумм платежа, заверяя эти сведения своей подписью.

Денежные чеки должны заверяться печатью и подписями должностных лиц, заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Организация предъявляет денежный чек накануне дня или в день получения наличных денег. Согласно действующим правилам, не допускается осуществление операций, при которых клиент, не внося наличные деньги, предъявляет одновременно расходный кассовый документ и приходный кассовый документ.

Выдача наличных денег физическому лицу осуществляется по расходному кассовому ордеру.

Прием и выдача наличных денег со счетов Федерального казначейства производятся на основании Положения от 13.12.2006 «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства», утвержденных ЦБ РФ (№ 298-П) и Минфином России (№ 173н).

Вопросы для повторения

Основы денежной системы Российской Федерации.

Правила ведения кассовых операций.

Резюме по теме

Современное государство нельзя представить без денег, как в наличной, так и в безналичной форме, без правил, определяющих их эмиссию, а также без регламентации форм и порядка платежей. Деньги лежат в основе всего экономического оборота. Деньги принято понимать в социальном, экономическом и юридическом смысле.

Деньги, как в наличной, так и в безналичной форме непрерывно перемещаются от одних субъектов экономического хозяйственного оборота к другим. Этот процесс получил название денежного обращения. Принято различать наличное и безналичное денежное обращение.

Деятельность государства в области денежного обращения сводится к тому, что государство объявляет определенные предметы платежным средством, устанавливает степень их платежной силы, выражая ее в счетных единицах, производит этими предметами платежи в отношении своих кредиторов и принимает их в погашение долгов своих дебиторов. В результате предметы эти становятся средством обращения.

Правила ведения кассовых операций – это установленный в нормативных актах ЦБ РФ, локальных актах кредитных организаций и определенный в договорах между кредитной организацией и клиентами порядок совершения банковских операций, а также приема, хранения, перевозки, инкассации и выдачи наличных денежных средств и ценностей. Согласно ст. 34 Закона о Банке России, определение порядка ведения кассовых операций относится к компетенции ЦБ РФ.

Тема 13. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ

Цели и задачи изучения темы

Цели данной темы – изучить нормы финансового права, регулирующие валютные отношения, определить субъекты валютно-финансовых правоотношений и особенности валютно-финансового контроля.

Задачами данной темы являются: усвоение понятийно-категориального аппарата, детальное изучение особенностей и норм финансового права, субъектов валютно-финансовых отношений и особенностей контроля.

13.1. Нормы финансового права, регулирующие валютные отношения

Основные направления финансово-правового регулирования валютных отношений. В большинстве стран мира финансовое право активно регулируют валютные отношения. В частности, важную составляющую бюджета практически любого государства составляют государственные займы. Например, государственные заимствования Российской Федерации образуют займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками (ст. 89 БК РФ).

В мире широко распространена практика предоставления государствами мер обеспечения выполнения обязательств. Нормы финансового права подробно регламентируют предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте (ст. 116 БК РФ).

Средства многих фондов государства размещены в иностранной валюте. Так, средства Резервного фонда РФ частично размещаются в иностранной валюте и финансовых активах, номинированных в иностранной валюте (долговые обязательства иностранных государств и иностранных государственных агентств; долговые обязательства международных финансовых организаций в виде ценных бумаг; депозиты в иностранных банках и кредитных организациях).

Взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов может производиться за счет валютных средств налогоплательщика (налогового агента). К примеру, на основании ст. 46 НК РФ при недостаточности средств на рублевых счетах взыскание налога может производиться с валютных счетов лица.

Таким образом, многие валютные отношения регулируются не только собственно валютным (в некоторых странах валютное право образует самостоятельную отрасль права), но и финансовым правом. В Российской Федерации выделяются следующие сферы валютно-финансового регулирования:

1.Регулирование конвертации валюты. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе его становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.

2.Регулирование текущих операций с валютой. В большинстве стран, включая Российскую Федерацию, текущими считаются операции, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим относится большинство экспортно-импортных операций; в этой области валютное регулирование «переплетено» с таможенным и налоговым.

3.Регулирование движения капитала. К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком исполнения более 180 дней.

4.Валютный контроль. Целью данного вида контроля является обеспечение соблюдения законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте. Организация валютного контроля в большинстве развитых стран относится к компетенции центральных банков.

Таким образом, под финансово-правовое регулирование в Российской Федерации подпадают практически все группы валютных правоотношений.

Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля.

В Российской Федерации нормы права, регулирующие валютно-финансовые отношения, содержатся в двух группах актов. В их числе:

1) Акты валютного законодательства Российской Федерации. Оно состоит из Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и валютном контроле) и принятых в соответствии с ним федеральных законов;

2) Акты органов валютного регулирования. Органы валютного регулирования издают нормативные акты только в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о валютном регулировании и валютном контроле или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, указанные документы применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют (ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования не применяются. Однако это правило не распространяется на документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Практически все страны мира исходят из концепции экстерриториального действия норм национального валютного законодательства.

В силу ст. VIII Статей соглашения о Международном валютном фонде (МВФ) от 1944 г. «исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций такого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно настоящему Соглашению, не может быть обеспечено на территориях ни одного государства-члена». Таким образом, внешнеэкономические сделки российских резидентов, в которых используется валюта любого государства – члена МВФ, противоречащие российским валютно-финансовым нормам, не подлежат судебной защите на территории любой страны – участницы МВФ. Соответственно валютные контракты российских резидентов, подписанные за рубежом, подлежат контролю со стороны Российской Федерации.

Однако валютные правоотношения в Российской Федерации регулируются не только нормами национального, но и международного права.

Нормы международного права, регулирующие валютно-финансовые отношения. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Согласно ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, международные договоры Российской Федерации применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о валютном регулировании и валютном контроле, применяются правила указанного международного договора.

Нормы международного права регламентируют широкий круг валютно-финансовых правоотношений:

1.Функционирование международных валютных организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и др.), в которых участвует Российская Федерация.

2.Межгосударственные денежно-кредитные отношения (правовой режим межгосударственных неторговых платежей, межгосударственные займы, урегулирование взаимных межгосударственных требований, международно-правовое регулирование банковских отношений).

3.Совершение отдельных категорий валютных операций и связанных с этим юридических действий (условий ввоза-вывоза валюты, упрощенный порядок таможенного оформления товаров и валюты и др.).

4.Межгосударственные отношения с драгоценными камнями и драгоценными металлами (межгосударственные поставки драгметаллов).

5.Сотрудничество в области валютного и экспортного контроля.

6.Сотрудничество в борьбе с нарушениями валютно-финансового законодательства.

13.2. Субъекты валютно-финансовых правоотношений

Практически в каждой стране различают общих и специальных субъектов валютно-финансовых правоотношений.

В качестве общих субъектов валютных правоотношений называют «резидентов» и «нерезидентов». Практически все государства используют один подход к их определению (различия только в нюансах).

В Российской Федерации резидентами считаются:

граждане Российской Федерации, за исключением россиян, постоянно проживающих за рубежом (на основании вида на жительство);

иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации (на основании вида на жительство);

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – российских юридических лиц;

дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за рубежом, а также постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях;

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных правоотношениях.

Нерезидентами в Российской Федерации считаются:

■физические лица, не являющиеся резидентами;

■иностранные юридические лица;

■организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами Российской Федерации;

■аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при международных организациях;

■межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

■находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные структурные подразделения нерезидентов – иностранных организаций;

■некоторые иные лица (ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

Специальные субъекты валютных правоотношений чрезвычайно разнообразны. В Российской Федерации многие лица могут быть как общими, так и специальными субъектами – в зависимости от того, в каком качестве они выступают в валютных правоотношениях. Специальными субъектами являются следующие:

1.Государство (Российская Федерация и ее субъекты). Российская Федерация обладает компетенцией в области валютного регулирования, закрепленной в Конституции РФ, а также законах: о валютном регулировании и валютном контроле, о банках и банковской деятельности, о Банке России, о драгоценных металлах и драгоценных камнях и других документах.

В частности, Российская Федерация устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля на своей территории, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Российская Федерация также вступает в валютные отношения с другими государствами или международными организациями. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией (ст. 94 БК РФ).

Государство выступает субъектом валютных правоотношений, не только как единое целое (Российская Федерация), но и как его части (субъекты РФ). Российские регионы участвуют в валютных отношениях и при реструктуризации обязательств субъектов РФ перед федеральным бюджетом, образовавшихся в результате переоформления обязательства субъектов РФ, обязательств муниципальных образований и юридических лиц перед федеральным бюджетом в иностранной валюте по договорам, обеспеченным гарантиями субъектов РФ, заключенным в связи с привлечением Российской Федерацией целевых иностранных кредитов или предоставлением государственных кредитов (ссуд) в иностранной валюте.

2.Федеральные органы исполнительной власти. Практически все федеральные органы исполнительной власти участвуют в валютных отношениях. Согласно ст. 15 ФКЗ о Правительстве РФ, этот орган осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координирующим деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти. Минфин России осуществляет права и функции по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля.

Основными функциями Росмониторинга являются:

осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;

проверка полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;

выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

осуществление контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

ведение учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

3.Органы и агенты валютного контроля. Налоговые органы являются субъектами валютных правоотношений при привлечении к административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Таможенные органы участвуют в осуществлении валютного контроля и др.

В частности, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. В сфере валютно-финансовых отношений эта служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях; осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности.

4.Центральный Банк Российской Федерации. В соответствии с Законом о Банке России ЦБ РФ в сфере валютно-финансовых отношений выполняет следующие функции:

организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных организациях.

Банк России также является самостоятельным участником валютных отношений при проведении валютных интервенций.

5.Муниципальные образования. В соответствии со ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле муниципальные образования «выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами». К примеру, ст. 90 БК РФ регламентирует муниципальные заимствования. Это – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

6.Иные специальные субъекты. Перечень «иных» субъектов правоотношений чрезвычайно разнообразен. В их числе:

■межбанковские валютные биржи — специализированные биржи, имеющие лицензии ЦБ РФ на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты и проведение расчетов по заключенным на них сделкам;

■уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

■банки также осуществляют функции агентов валютного контроля. В финансово-валютных отношениях участвуют сотрудники уполномоченных банков (к примеру, ответственные лица при оформлении паспорта сделки).

13.3. Валютный контроль в сфере валютно-финансовых правоотношений

Каждое государство осуществляет валютный контроль, регулируемый главным образом нормами финансового права. Основными направлениями валютного контроля являются:

■определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству государства и наличия необходимых для них разрешений (лицензий);

■проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;

■проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями национального законодательства.

Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля, которые определяются национальным законодательством. Валютный контроль в Российской Федерации, как уже было отмечено в предыдущем параграфе, осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии федеральными законами.

Органы и агенты валютного контроля, и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

применять меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, – Правительством РФ;

представления уполномоченным банкам – ЦБ РФ.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Вопросы для повторения

1.Охарактеризуйте основные сферы валютно-финансового регулирования в Российской Федерации.

2.Нормы международного права, регулирующие валютно-финансовые отношения в Российской Федерации.

3.Виды субъектов валютно-финансовых отношений в Российской Федерации.

4. Субъекты валютного права в Российской Федерации, которые считаются резидентами.

5.Субъекты валютного права в Российской Федерации, которые считаются нерезидентами.

6.Суть валютного контроля.

7. Основные направления валютного контроля в сфере валютно-финансовых правоотношений.

8.Органы Российской Федерации, которые являются органами валютного контроля.

9 . Полномочия агентов валютного контроля.

Резюме по теме

Многие валютные отношения регулируются не только собственно валютным (в некоторых странах валютное право образует самостоятельную отрасль права), но и финансовым правом.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Практически в каждой стране различают общих и специальных субъектов валютно-финансовых правоотношений.

В качестве общих субъектов валютных правоотношений называют «резидентов» и «нерезидентов».

Специальные субъекты валютных правоотношений чрезвычайно разнообразны. В Российской Федерации многие лица могут быть как общими, так и специальными субъектами — в зависимости от того, в каком качестве они выступает в валютных правоотношениях.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Тема 14. Правовое регулирование международных публичных финансов

Цели и задачи изучения темы

Цели данной темы – изучить правовые аспекты в сфере международных публичных финансов и проблемы международных соглашений в сфере международной финансовой деятельности.

Задачами изучения темы являются: ознакомление с международным правом в области регулирования международных финансовых отношений.

14.1. Нормы и источники международного права в сфере международных публичных финансов

Существует множество норм и источников международного права, регулирующих международные публичные финансы.

Нормы международного права – это юридически обязательные к исполнению правила поведения государств и других субъектов международного права, устанавливаемые самими субъектами международного права и выполняемые ими добровольно или при необходимости с помощью особого вида принуждения.

Нормы международного права классифицируются по следующим основаниям:

1. По порядку создания международное право включает в себя следующие виды юридических норм:

Договорные нормы. Они создаются путем соглашения между субъектами международного права. Согласованность и взаимная обусловленность воли участников соглашения являются самой характерной чертой договорных норм. Согласованность как один из существенных признаков договорной нормы обусловливается тем, что в международной жизни вопросы, затрагивающие интересы нескольких государств, могут быть успешно решены только в порядке добровольной договоренности, достигнутой в результате взаимных уступок и компромиссов юридически равноправных партнеров.

Не меньшее значение, чем согласованность, имеет взаимная обусловленность воли при создании правовой нормы. Каждая из сторон в договоре получает права при условии, что на нее возлагаются определенные обязанности. И наоборот, ни одно государство не может быть только обязанной стороной, не располагая определенными правами. Взаимная обусловленность проявляется и в ходе реализации правовой нормы в конкретном правоотношении, так как ни одна из сторон не может рассчитывать на добросовестное поведение своего контрагента, если она сама не выполняет должным образом заключенное соглашение.

Все это свидетельствует о том, что согласованность и взаимная обусловленность воли, будучи зафиксированными в правовой норме, впоследствии получают реальное воплощение в конкретном правоотношении, в тесной связи прав и обязанностей субъектов. В современной международной жизни многие ее стороны регулируются договорами. Международный договор стал основным источником международного права, а договорные нормы выступают наиболее частой предпосылкой возникновения правовых отношений.

Концептуально, в зависимости от направленности своего регулятивного воздействия, международные договоры оперируют в трех направлениях, различающихся:

по сфере применения;

по объектам;

по практическому назначению.

В полном соответствии с многообразием договоров и создаваемыми ими нормами складывается сложная система международных отношений. Договорные нормы универсального и всеобщего характера (например, нормы Устава ООН и других универсальных организаций) порождают соответствующие им правоотношения. То же самое характерно для региональных договорных образований, которые вызывают правоотношения регионального характера. Договорные нормы отдельных государств не претендуют на всеобщность и даже на региональность, тем не менее, порождают обилие правоотношений между отдельными государствами.

В реальной жизни между нормами и правоотношениями указанных трех ступеней устанавливаются определенные взаимодействия и соподчиненность. Нормы универсального и всеобщего характера определяют рамки региональных правоотношений и их правомерность (гл. VII Устава ООН). В свою очередь, отдельные соглашения между государствами и соответствующие им правоотношения также подчиняются правовой регламентации общих норм, поскольку они должны соответствовать Уставу ООН (ст. 103) и основным императивным нормам международного права.

Договорные нормы различаются по объекту правовых отношений. Одни из них направлены на разрешение вопросов политического характера, что ведет к формированию большой группы правоотношений по политическим вопросам. Другие обеспечивают экономическое сотрудничество государств и образуют правовые отношения по экономическим вопросам. Третьи регламентируют область культурного и научного сотрудничества государств, вызывая соответствующие ему правоотношения. Наконец, сотрудничество государств зачастую охватывает чисто юридические вопросы, порождая правоотношения специфического характера.

В современной юриспруденции международные договоры подразделяются в зависимости от их практического назначения на договоры правообразующие и договоры-сделки. Если первые из них рассматриваются как источники права, то вторые порождают всего лишь отдельные правоотношения и регламентируют права и обязанности конкретных субъектов. Отечественная наука международного права в принципе отвергает подобное деление международных договоров, считая ту и другую категорию договоров источниками международного права. Однако эта общая правильная оценка не снимает вопроса о неодинаковой связи различных норм с возникновением правоотношений.

Договоры, создающие императивную норму или совокупность подобных норм, имеют ту особенность, что правоотношения, возникающие на основе этих норм, могут сформироваться только в будущем. При этом субъекты таких правоотношений зачастую конкретно не определены. Так, например, ст. 4 Устава ООН устанавливает норму о приеме в члены ООН. Данная норма, во-первых, обращена не к конкретному государству, а к любому государству, отвечающему требованию указанной статьи; во-вторых, эта норма рассчитана на неоднократное применение; и, в-третьих, не определен срок, когда каждое из правоотношений будет реализовано в соответствии с этой статьей.

Наконец, есть еще один признак нормы-предписания, состоящий в том, что она сама является результатом правоотношения. Например, государства первоначально вступили в правоотношение, связанное с созданием Устава ООН, и только впоследствии нормы Устава явились предпосылкой создания многих других правоотношений производного характера.

Что касается так называемых международных договоров-сделок (термин применен условно), то они характеризуются тем, что одновременно: а) создают норму, б) вызывают в соответствии с этой нормой правоотношения и в) с самого начала определяют конкретно субъектов такого правоотношения.

Таким образом, если в первом случае мы имеем дело с нормой- предписанием, рассчитанной на применение в будущем, то во втором случае перед нами конкретная норма и соответствующее ему правоотношение. Следовательно, хотя упомянутые две группы договоров и выступают в одинаковой степени источниками международного права, однако создаваемые ими нормы имеют особенности, отражающиеся в специфике международных правоотношений.

Нормы обычные. Как отмечается в подп. «б» п. 1 ст. 38 Статута Международного суда, последний при рассмотрении дел кроме договорных норм применяет «международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Тем самым подчеркивается регулирующая роль обычной нормы, которая наряду с договорной нормой является предпосылкой правоотношения.

Проблема обычных норм международного права очень сложна, а потому вызывает немало споров и различных оценок в теории, которые отражают в себе различные тенденции в международной жизни. При этом обычные нормы продолжают еще существовать и выполнять довольно значительную роль в регламентации международных отношений.

При сравнении договора и обычая обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от договора в обычае правовая норма зачастую выражена не вполне четко и определенно. Она к тому же не сформулирована и не зафиксирована в письменном виде.

Поэтому Международный суд или иной орган выводят обычные нормы из практики государств, из исторических прецедентов, ибо такие нормы, как правило, формируются в процессе борьбы и сотрудничества государств, в ходе их общения и повторяющихся, согласующихся действий. Для того чтобы сложилась обычная норма, нужно определенное время, и данное обстоятельство лучше всего свидетельствует о том, что стремительное развитие международной жизни и относительная длительность формирования обычной нормы являются отражением противоположных тенденций современных международных отношений.

Повторение одних и тех же отношений между государствами (абсолютной сходности, конечно, здесь не требуется) ведет к признанию сложившейся обычной нормы, то есть к сознанию того, что из нее вытекают определенные права и обязанности для многих государств. Отсюда признания обычной нормы одним государством недостаточно. Признание должно быть коллективным, из которого и возникает связанность государств. Разумеется, эта связанность не выражена так определенно, как в договоре, однако наличие такой взаимосвязанности должно быть все же очевидным.

Сфера применения обычной нормы различна в зависимости от того, какое количество государств фактически признает ту или иную норму обязательной для себя. Отсюда обычная норма может быть общепризнанной или локальной. Соответственно, и правоотношения, порождаемые такой нормой, подразделяются на всеобщие или локальные.

Признание обычной нормы государствами по своему содержанию выражает согласие этих государств с данной нормой. Однако в отличие от согласия, которое фиксирует договорная норма, согласие с обычной нормой имеет свои особенности. Оно не связано с подписанием, ратификацией и другими формами выражения согласия, существующими в договорном праве. При признании обычной нормы согласие носит фактический характер, оно выводится из поведения государства, а не из подписания и ратификации. Поэтому нельзя рассматривать согласие с договорной нормой и согласие с нормой обычной как тождественные по своей форме и содержанию действия.

Если в договорном праве правоотношение логически следует за созданием правовой нормы, то при формировании обычая соответствующая норма формируется только после неоднократного повторения сходных по форме и содержанию правоотношений. Таким образом, правоотношения некоторое время существуют без правовой нормы до тех пор, пока практика не создаст такую норму. Вместе с тем согласие государств с определенной обычной нормой выкристаллизовывается постепенно, по мере того как они, от случая к случаю, считают для себя определенное поведение обязательным. Иначе говоря, обычная норма медленно входит в общую систему норм международного права, а затем так же медленно утрачивает значение по мере того, как государства перестают употреблять ее в своей практике.

Обычная норма может превратиться в договорную – путем включения ее в конкретные межгосударственные соглашения или путем ее кодификации. Превращение обычной нормы в договорную содействует прогрессивному развитию международного права, поскольку такое развитие способствует более четкой регламентации прав и обязанностей государств, которые образуют содержание правоотношений, и вместе с тем обеспечивает укрепление законности и правопорядка в международных правоотношениях.

2. По сфере действия различаются универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы распространяют свое действие на всех или большинство субъектов международного права (например, нормы Устава ООН).

Региональные — действуют в пределах одного региона.

Локальные — регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.

Таким образом, общая совокупность норм международного права не может рассматриваться только как результат правотворческой деятельности современных государств. Она является плодом деятельности многих поколений. Следовательно, по отношению к современным субъектам международного права нормы международного права условно можно подразделить на две группы: новые нормы, созданные современными участниками международного общения; старые нормы, сохранившиеся от прошлых эпох и применяемые в наши дни.

В связи с тем, что предметы многосторонних конвенций в области международных валютно-кредитных отношений существенно дифференцированы, следует произвести их классификацию. Систему международных договоров, касающихся международной финансовой деятельности, можно определить следующим образом:

I. Соглашения о создании международных (региональных) организаций, основным предметом деятельности которых является обеспечение международных валютно-кредитных отношений (включая нормы, изложенные в уставах указанных организаций):

1) межгосударственных международных и региональных организаций;

2) международных (региональных) межгосударственных банков;

II. Соглашения о международных расчетах, т.е. о порядке осуществления расчетов за торговые и неторговые операции в сфере международных экономических отношений:

1) платежные соглашения, в которых государства выражают свою волю относительно платежей в свободно или ограниченно конвертируемых валютах в соответствии с законодательством, действующим в странах – участницах соглашений;

2) клиринговые соглашения, предусматривающие взаимный зачет долгов и требований по внешнеэкономическим операциям между договаривающимися государствами без перевода валюты;

3) платежно-клиринговые соглашения;

III. Международные кредитные соглашения, т.е. межгосударственные договоры о предоставлении кредита (в том числе соглашения о синдицированном кредите) в определенной валюте или международной счетной единице (ЭКЮ, СРД), или о поставке товара в кредит;

IV. Межгосударственные соглашения об инвестициях (капиталовложениях):

V. Международные соглашения об обеспечении финансовых обязательств субъектов международной финансовой деятельности;

VI. Межгосударственные налоговые соглашения, систематизирующие налогообложение субъектов международной деятельности и исключающие двойное налогообложение;

VII. Международные соглашения об экономическом сотрудничестве;

VIII. Иные международные соглашения об отношениях имущественного и неимущественного характера, возникающих при функционировании субъектов международной финансовой деятельности, а также о порядке рассмотрения споров между ними.

14.2. Проблемы эффективности международных соглашений, касающихся международной финансовой деятельности

Несмотря на то, что международные соглашения, касающиеся международной финансовой деятельности, можно гармонизировать, следует отметить наличие некоторых проблем в отношении эффективности их действия.

Во-первых, международные соглашения (даже если последние не находятся в противоречии с нормами jus cogens) разделяются по степени эффективного действия в зависимости от государственного органа (президент, правительство, государственные ведомства и т.д.), от имени которого исходила воля по поводу действия соглашения: в частности, в США, согласно распространенной точке зрения, ратифицированные международные договоры и не подлежащие ратификации исполнительные соглашения, подписываемые от имени президента, имеют одинаковую юридическую силу по сравнению с иными международными соглашениями. Данная точка зрения распространяется также на действие международных обычаев, которые на основании ст.38 Статута Международного суда также являются основными источниками (средствами) достижения универсальности регулирования международных экономических и финансовых отношений, поскольку восполняют пробелы конвенционного регулирования международных отношений.

Во-вторых, сфера действия международных норм может быть ограничена в зависимости от региона, в котором признано ее действие.

В-третьих, эффективность действия международных норм, на которые могут ссылаться субъекты международной финансовой деятельности, может быть ограничена их различным статусом по отношению к системе внутреннего права различных государств:

- в одних государствах (Нидерланды, Бельгия, Люксембург) международный договор имеет исключительное верховенство над национальным правом в целом, включая конституцию;

- в других государствах (Франция, Испания, Швейцария, Португалия, Греция, Болгария, Кипр, Хорватия, Словения) признается верховенство международных договоров только по отношению к национальным законам;

- в третьих государствах (Германия, Австрия, Дания, Финляндия, Венгрия, США, Ирландия, Италия, Швеция, Великобритания, Турция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Сан-Марино, Румыния, Албания, Польша, Литва) международные договоры имеют силу национального закона;

- в иных государствах (Австрия, Швеция, Дания, Ирландия, Германия, Греция) при реализации относительно важных для государства международных договоров компетентные органы государства имеют право на трансформацию международного договора в национальную систему права посредством нормативного акта, т.е. международный договор в таких случаях подчинен национальному законодательству.

В-четвертых, эффективность действия международных норм может быть снижена в результате не единообразного их образования, т.е. в том случае, если государство заявляет о каких-либо оговорках относительно действия международных норм.

В-пятых, при реализации международных договоров, особенно при рассмотрении споров, связанных с их действием, возникают вопросы политического характера, которые имеют существенное значение для субъектов международной финансовой деятельности: в частности, согласно “доктрине политического вопроса” (США), в сферу компетенции национальных судебных органов не входят функции, относящиеся к сфере деятельности законодательной и исполнительной власти национального государства (в том числе национального банка), – соответственно суды не имеют права не только рассматривать споры между субъектами международной финансовой деятельности (особенно в области публичных финансов), например по синдицированным кредитам, займам, инвестициям и т.п., но и толковать положения международных договоров, в которых участвуют государственные органы США (президент, правительство, Федеральная резервная система, государственные ведомства).

Самоограничительные функции суда существуют не только в США, но и во Франции, Германии, Англии и некоторых других странах.

Международному сообществу следует предпринять важные шаги к тому, чтобы именно международное право (соответственно, международные судебные органы) регламентировало очевидные противоречия в межнациональных экономико-правовых системах, поэтому, вероятно, правильно, если государства признают доминирующие позиции международных норм по сравнению с нормами национальными.

Специалисты финансово-кредитных институтов должны также помнить о том, что общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры с участием Российской Федерации являются частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции 1993г.) и могут быть использованы в судебно-арбитражной практике.

В сфере международных публичных финансов международные обычаи практически не используются.

Вопросы для повторения

1. Нормы и источники международного права в сфере международных публичных финансов.

2. Проблемы эффективности международных соглашений, касающихся международной финансовой деятельности

Резюме по теме

Существует множество норм и источников международного права, регулирующих международные публичные финансы. Среди них можно выделить соглашения о создании международных организаций, обеспечивающих валютно-кредитные отношения, соглашения о международных расчетах, международные кредитные соглашения, международные соглашения об инвестициях и другие.

Несмотря на то, что международные соглашения, касающиеся международной финансовой деятельности, можно гармонизировать, следует отметить наличие некоторых проблем в отношении эффективности их действия.

Во многом эти проблемы порождаются противоречиями в межнациональных экономико-правовых системах, поэтому международному сообществу праву следует предпринять шаги, чтобы именно международное право регламентировало эти противоречия.









Конспекты

Комментарии закрыты.