Тема экология

17 Февраль 2014



Тема № 10. Земля наша – хрустальный шар.

Коммуникативные задачи: Дискуссия по проблемам экологии, обзор публикаций СМИ по экологическим проблемам.

1.Речевая деятельность.

1. Чтение текстов на экологические темы, выявление актуальных для Казахстана проблем сохранения окружающей среды.

2. Собственная оценка экологической ситуации в Казахстане, мире.

3. Что может сделать для сохранения природы будущим поколениям каждый из нас: высказывание-монолог.

4. Чтение стихов о природе.

Лексический минимум: животный мир, звери, млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, беспозвоночные, насекомые;

Окружающая среда: воздух, земля, вода, горы, равнины, долины, океаны, моря, континенты, вулканы;

Вселенная: галактика, Солнце, Земля, космос, небо, звезда, луна, планета, спутник, астероид, комета;

Явления природы: дождь, ветер, снег, град, жара, землетрясение, обвал, сель, паводок, наводнение, извержение, затмение, цунами, ураган, засуха;

Экология: природный баланс, нарушение природного баланса, промышленных предприятий, атомные станции, нефтеперерабатывающий комплекс, химические удобрения, загрязненность воздуха, выхлопные газы, разрушение газонового слоя атмосферы, озоновые дыры, сохранение окружающей среды, флора и фауна, природоохранительные меры, очистные сооружения, лесные массивы, лесопарки, заповедники, национальные парки;

Беречь, охранять, выращивать, растить, очищать, утилизовать.

111. Коммуникативная сфера.

1.Дискуссия по проблемам экологии.

2. Творческая работа на тему «Защитим наше будущее и будущее наших детей».

Притекстовое задание. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Почему проблемы охраны природы – экологические проблемы – находятся сейчас в центре внимания людей?»

Экология… Экологические проблемы… Загрязнение… Нет автомобилям! Эти слова мы достаточно часто можем слышать сегодня. Действительно, экологическое состояние нашей планеты ухудшается не по дням, а по часам. Все меньше остается пресной воды на земле, а та вода, которая еще доступна, уже плохого качества. А воздух? Чем мы дышим? Многие города накрыл туман, но только это не туман, а смог, который не просто неприятен, но невероятно опасен для жизни людей.

В восьмидесятых годах прошлого века люди впервые серьезно обеспокоились состоянием окружающей их природной среды. Такого рода опасения касались как настоящего нашей планеты, так и будущего тех людей, которые будут жить на нашей планете через несколько веков.

На протяжении многих тысяч лет человек жил в гармонии с окружающей его природной средой, и ему казалось, что природные ресурсы планеты неисчерпаемые. Но вот наступило двадцатое столетие. Как известно, ХХ век стал временем научного и технологического прогресса. С наступлением индустриальной революции отрицательное влияние человека на окружающую среду стало увеличиваться в геометрической прогрессии. Индустриальный прогресс стал причиной очень серьезных проблем.

В последнее время очень много говорится о кислотном дожде, глобальном потеплении, истончении озонового слоя планеты. Все эти негативные процессы вызваны тоннами загрязняющих вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу промышленными предприятиями. Большие города задыхаются от смога. Ситуация осложняется тем, что в больших городах мало зелени, деревьев, которые, как известно, являются легкими

планеты. Транспорт – это один из главных загрязнителей окружающей природной среды. На сегодняшний день автомобили, с их бензиновыми и дизельными двигателями, стали

главными источниками загрязнения атмосферы в промышленных странах. Огромные площади лесов, которые росли в Африке, Южной Америке и Азии, стали уничтожаться, обеспечивая различные потребности отраслей промышленности в Европе и Соединенных Штатах Америки. Это очень страшно, потому что уничтожение лесов нарушает кислородный баланс на всей планете в целом. В результате исчезли некоторые разновидности животных, рыб, птиц и растений. Многие виды животных, птиц и растений находятся сегодня на грани исчезновения.

Одним из примеров отрицательного антропогенного влияния является Аральское море. В состоянии экологической катастрофы находятся Байкал, Кузбасс, Чернобыль, Семипалатинск и многие другие «страшные» места. Загрязнение атмосферного воздуха и мировых океанов, истощение озонового слоя, исчезновение видов животных и растений, радиация являются следствием небрежного отношения человека к природе. Защита окружающей среды стала проблемой, над решением которой работают ученые всего мира. Должны быть предприняты самые активные меры для того, чтобы создать международную систему экологической безопасности. Человечеству нужно принять верное решение: жить или умереть.

(По материалам прессы)

Послетекстовые задания

Ответьте на вопросы, используя в своих ответах сложносочиненные предложения с союзами и,

О каких экологических проблемах говорится в тексте?

Почему перед человечеством возникли экологические проблемы?

О каких еще экологических проблемах вы знаете?

Текст № 2. «Тревожные признаки»

Притекстовые задания.

Выпишите из текста заимствованные слова, варваризмы. Раскройте их значения.

Составьте простой план текста.

«Веу Леса, 73-летний житель деревни на островах Тувалу, и без научных данных видит, что уровень воды в океане поднимается, – говорится в газете «Нью Зиленд геральд». – Пляжи, знакомые с детства, исчезают. Земля, которая кормила его семью, испорчена морской водой. В апреле 2007 года ему пришлось покинуть свой дом, потому что его затопило приливом, а волнами нанесло камней и мусора».

Для жителей Тувалу, группы островов, поднимающихся над уровнем моря не более чем на 4 метра, глобальное потепление, как пишет «Геральд», – это не абстрактная наука, а «реальность, с которой они сталкиваются каждый день». Тысячи людей уже уехали с островов, и еще многие собираются это сделать.

В то же время Роберт, живущий в Брисбене (Австралия), может поливать свой сад только в определенные дни, да и то не из шланга, а из ведра. Помыть машину полностью он может только на автомойке, где очищенная вода используется повторно. Иначе он

может вымыть лишь зеркала, стекла и номера. С чем связаны такие ограничения? Тот район страны, где живет Роберт, страдает от засухи, которую называют самой сильной за последние сто лет. В других районах положение еще хуже. Свидетельствуют ли проблемы Австралии и Тувалу о глобальном потеплении?

По мнению многих, глобальное потепление в немалой степени связано с деятельностью людей и может иметь катастрофические последствия для климата и окружающей среды. Так, обширное таяние ледников на суше и увеличение объема океанической воды, вызванное ее потеплением, может привести к значительному подъему уровня моря. Низменные острова, например Тувалу, могут скрыться под водой. То же самое относится к немалой части Нидерландов и Флориды. Возможно, миллионам людей придется эвакуироваться из таких городов, как Шанхай и Калькутта, а также из некоторых районов Бангладеш.

Кроме того, повышение температуры может вызвать более сильные бури, наводнения, засухи. В Гималаях сокращаются площади ледников, которые питают водой семь речных систем. Это может обернуться нехваткой пресной воды для 40 процентов мирового населения. Кроме того, тысячам видов животных грозит опасность. К ним относятся белые медведи, которые охотятся преимущественно на льду. Исследователи уже сообщают, что многие медведи теряют в весе, а некоторые даже голодают.

Следует также отметить, что повышение температуры может привести к распространению болезней, поскольку расширяется территория обитания комаров, клещей и других переносчиков заболеваний, включая грибки. «Опасность, которую несут с собой климатические изменения, сравнима с угрозой ядерной катастрофы, – отмечается в «Буллетин оф атомик сайентистс». – В ближайшем будущем их влияние может проявляться не так сильно… однако через три-четыре десятилетия изменение климата

может погубить экологические системы, жизненно важные для человека». Добавляя мрачных красок к этой и без того нерадужной картине, некоторые ученые говорят, что темп изменений, которые обычно связывают с глобальным потеплением, опережает их расчеты.

Как относиться к этим прогнозам? В самом ли деле жизни на земле угрожает гибель? По мнению тех, кто отрицает реальность глобального потепления, эти зловещие предсказания безосновательны. Другие не знают чему верить. Где же правда? Действительно ли земле и нам грозит опасность?

(По материалам прессы)

Послетекстовое задание.

Запишите предложения, используя числительные в соответствии с содержанием текста: 73, 2007, 4, 40.

Запишите географические названия, используемые в тексте.

Перескажите текст.

Как бы вы ответили на вопросы, поставленные в тексте?

Текст № 3. «Красная книга»

Предтекстовое задание. Раскройте значение следующих слов и словосочетаний:

Геологические эпохи

Условия обитания

Истощение природы

Биологический вид

Генетика

Уникальный

Инициатива

Млекопитающие

Притекстовые задания.

Какие ассоциации вызывает у вас красный цвет?

Прочитайте текст и ответьте на вопрос, почему книгу, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений называют Красной?

Красный цвет – сигнал запрета, понятный людям всего мира. Поэтому так была названа книга фактов о состоянии тех видов животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения и стали редкими.

Мир животных и растений на Земле формировался миллионы лет и медленно изменялся соответственно сменам геологических эпох. С развитием на Земле человеческой деятельности условия обитания организмов стали быстро меняться. В первую очередь пострадали животные: многих из них человек стал быстро истреблять, изобретая все новые способы и орудия охоты. Вырубка леса, распашка новых земель резко изменили условия обитания многочисленных зверей и птиц.

Опасность истощения природы была понята не сразу. Уже после того, как

многие виды исчезли, люди увидели, что это безвозвратно, что восстановить их не смогут никакие современные средства научно-технического прогресса.

Темпы исчезновения видов угрожающе ускорялись. Это была уже трагедия; если загрязненную воду и воздух можно очистить, восстановить, то возродить исчезнувший биологический вид невозможно – он генетически уникален и неповторим.

В Х1Х веке вымерло около 70 видов птиц и млекопитающих, а за первую половину ХХ столетия исчезло с лица земли еще 40 видов.

Инициативу по спасению исчезающих видов животных проявил Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). В 1962 году после трудной и долгой работы был подготовлен первый проект списка редких видов птиц и млекопитающих, а в 1966 году уточненный список был оформлен в специальную Красную книгу.

В Красную книгу занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды. К таким животным отнесены, например, амурский тигр,

снежный барс, леопард, красный волк, гигантский слепыш, полосатая гиена и др. Красная книга называет более 84 семейств растений, в их числе – женьшень, эдельвейс альпийский, железное дерево, лотос, водяной орех и др.

Хотя Красная книга не решает проблемы сохранения редких растений и животных, она является сигналом тревоги, призывом к действию. Усиливая работу по охране, воспроизводству и рациональному использованию растительного и животного мира, можно предотвратить опасность истощения природы, прекратить исчезновение животных и растений.

Послетекстовые задания:

Подберите синонимы к следующим словам:

вымирать, восстановить, предотвратить, истреблять, неповторимый

Ответьте на вопросы:

С какой целью и почему была создана Красная книга? Объясните смысл названия этого документа.

Почему возникла опасность истощения природы?

Какая организация была инициатором создания Красной книги?

Какие виды животных и растений внесены в Международную Красную книгу?

Решает ли Красная книга проблему сохранения редких растений и животных?

При каких условиях можно прекратить исчезновение животных и растений?

Закончите предложения:

Красная книга не решает проблемы сохранения редких растений и животных, но …

Загрязненную воду и воздух можно очистить, а …

Темпы исчезновения видов угрожающе ускорялись, и

Подготовьте доклад о Красной книге Казахстана.

Текст № 4. «Любить – значит беречь»

Предтекстовые задания. Обратите внимание на значение слов

Кордон –

Расстрига –

Блажь –

Притекстовые задания.

Прочитайте и прокомментируйте название текста.

Как называется профессия, представители которой по долгу службы охраняют природу? В каком случае берегут природу по велению сердца?

Ночь была темная, серп луны едва освещал верхушки деревьев. Но Герасимов двигался быстро, интуитивно угадывая тропу: он чувствовал себя в лесу, как дома.

А ведь все его первые детские впечатления были связаны со степью. Он родился в Казахстане и вплоть до пятого класса жил под Кокчетавом. Затем родители переехали в Подмосковье. Переезд состоялся зимой, и в первое же воскресенье Валерий пошел на лыжах в лес. То был сосновый лес. Медные мохнатые великаны в снежных шапках окружили мальчика, и он захлебнулся от немого восторга: такого потрясения он еще никогда не испытывал. Это было чудо, которого он, быть может, ждал всю предыдущую жизнь. Лес стал настоящим другом, с которым он никогда не скучал. Без тени страха укатывал вечерами на лыжах в самую чащобу – в морозную хвойную мглу, подсвеченную серебристой мглой. Летом оставался в лесу ночевать и никогда не боялся – звуки леса не пугали, а завораживали его.

Природа так и осталась с ним и во взрослой жизни. И когда он собрался в лесники, коллеги по московской газете не очень удивились, но все-таки сочли это молодой блажью и и легким авантюризмом. Никто к его намерению всерьез не отнесся, считали: максимум через год Герасимов вернется. И – ошиблись:»журналист-расстрига» выписался из

Москвы, затем привез на кордон молодую жену.

И любил свой обход, особенно побережье, где рыжий сосновый лес подступал к самой воде, где встречались охристые ручьи, перегороженные бобровыми плотинами.

Послетекстовые задания.

1. Составьте план текста и перескажите его по плану.

2. Найдите слова и словосочетания, отражающие тему текста. Какими средствами связи в тексте они выступают?

3. Найдите ССП. Определите, какие смысловые отношения между их частями .

Текст № 5. Кадыр Мурзалиев. «Чистота природы»

Предтекстовое задание. Прочитайте стихотворение Кадыра Мурзалиева «Чистота природы». Определите тему и идею стихотворения. Найдите метафоры, эпитеты, сравнения, которые использует автор для создания стихотворения.

Чистота природы

Кто поверит, что воздух был некогда чист?

Небосвод, посмотри, затуманен и мглист,

Лебедой белоснежных испачканы крылья,

И дрожит мое сердце – осиновый лист.

В черный уголь, увы, саксаул превращен,

Своей зеленью нас не порадует он,

Снег, подобный легчайшему белому пуху,

Приближаясь к земле, на лету загрязнен.

Где озера хрустальные с яркой водой,

Шелковистые бабочки с жаркой каймой?

Как давно вместо чистого белого цвета

Сероватый полощется передо мной.

Может быть, океан Ледовитый один

Не испачкал своих белоснежных седин,

Но, увы, золотая волшебная рыбка

К нам не вынырнет из заповедных глубин.

Дым, подобный густым грозовым облакам,

Изваяньем на небе стоит здесь и там,

Он отекшие легкие напоминает,

До чего же он хмур и багров по краям!

Есть ли в жизни страданье мрачней и страшней?

Как природу спасти нам для наших детей?

Чистота ее – это и наше здоровье,

Мир не выживет, не позаботясь о ней!

Текст № 6. В. Моисеев «По Чаткальскому заповеднику»

Притекстовые задания.

Прочитайте текст.

Определите тему и идею текста.

Перескажите текст.

Среди живописных скал и субальпийской степи лежал наш путь по редким по красоте местам Чаткальского заповедника. Вместе с разгоравшимся днем во всей красе раскрывались лепестки цветов. И поплыл над горами нежный аромат, привлекая насекомых-опылителей. Загостившаяся в нижнем поясе гор весна не спешила уходить со склонов и долин рек, где вовсю еще пламенели тюльпаны. Помахивая по ветру «лисьими хвостами», зацветали эремурусы с удивительно нежно-розовыми цветами, нанизанными на высоченные стебли-цветоносы.

Поднимаясь к старому арчовнику, разбросанному по северному склону Такалисая, я

как бы между прочим сказал проводнику:

– Сколько едем, а кекликов так и не видели. Похоже, их вовсе нет в этих местах.

– Как нет! – встрепенулся Арзикул, и, отвернув в сторону лошадь, с жаром заговорил, стараясь убедить меня в обратном. – Здесь очень много кекликов, стоит лишь позвать их, как сами к нам слетятся.

– Ну-у, это ты лишку хватил! Жди, прилетят! – пытался я подзадорить лесника заповедника. Уж так мне хотелось сфотографировать кеклика, сидящего на скале.

Задетый за живое, Арзикул соскочил с лошади и, отпустив ее попастись, подошел ко мне:

– Слезай, Владимир, да приготовься, сейчас кекликов налетит столько, знай успевай фотографировать.

Мне оставалось только пожать плечами. Я собрал фоторужье и, подойдя к краю глубокого каньона, затянутого дымкой, присел рядом с лесником. Кивнув на невысокие скалы, он спросил меня:

– На какую из трех посадить первого кеклика?

– Вот на эту, – махнул я рукой на торчавшую в десятке шагов от нас скалу с плоским верхом и отвернулся, чтобы не обидеть проводника. Ну не мог я сдержать смех и все тут! Посадит он кеклика на скалу – ха-ха – ну кто в такое поверит.

– Спрячься в кустах арчи и сиди тихо-тихо, а я сейчас, – заговорщицким голосом сказал Арзикул и, поднявшись с камня, пошел не спеша к указанному месту.

Накинув на себя защитного цвета плащ, Арзикул присел у подножья скалы в тень и, приложив ладони ко рту, издал громкий отрывистый звук – «ке-келек». Помедлив, он снова послал несколько призывных звуков, и тут же последовал справа далекий, еле слышный ответ. Лесник высунулся из-за скалы, повторил каскад нежных звуков, ничем не отличающийся по чистоте от голоса самочки кеклика, и замер, прислушиваясь. Снизу и с

обеих сторон каньона до моего слуха донеслись нарастающие голоса и свист крыльев. Птицы летели в нашу сторону! Опустившись чуть ниже и громко переговариваясь, кеклики-самцы наперегонки спешили на зов. И вот на вершине скалы, возле которой сидел Арзикул, появился ярко-нарядный петушок-кеклик. Только я навел на него телеобъектив, как мимо моих ног промчался другой и ,вспорхнув, сел на соседнюю скалу. Глянул я на третью, и там уже сидят два кеклика! Вытянув шеи, они без умолку токовали, звали невидимых подруг. Курочки же, не выдавая своего присутствия, в это время сидели на яйцах или водили только что появившихся на свет пестреньких цыплят.

Арзикул давно перестал манить птиц, но на поднятый крик слетевшихся кекликов подлетали все новые и новые петушки.

– Довольно! Довольно! Хватит! Две кассеты отснял! – кричал я из скрадка Арзикулу. А он при виде обычной для него картины лишь широко улыбался.

Стоило мне выбраться из укрытия и показаться на краю каньона, как кекликов будто ветром сдуло.

«Летите! – весело думал я. – Обманули вас? Не обижайтесь.!

А ведь было, местные охотники пользовались умением имитировать голос курочек, и за доверчивость кеклики платили самой дорогой ценой. Легко добывали охотники за один выезд десятки петушков. Так было до запрещения весенней охоты по перу в 1969 году. Тогда кеклик стал здесь редкостью. И вот прошли годы. Смотрю – кеклик. Слышу – кеклики…

Текст № 7. «Заповедник Аксу-Джабаглы»

Предтекстовое задание. Раскройте значение следующих слов:

Биоразнообразие

Флора

Фауна

Ареал

Рельеф

Петроглиф

Ландшафт

Саванна

Эрозия



Паводок

Селевой поток

Притекстовые задания. Прочитайте текст. Определите тип речи и стиль данного текста.

Государственный природный заповедник «Аксу-Джабаглы» – старейший заповедник Средней Азии и Казахстана. Основная территория Аксу-Джабаглы занимает западную часть хребта Таласский Алатау и крайнюю северно-восточную ветвь Угамского хребта. Горные хребты в заповеднике сильно расчленены. Они тянутся параллельно с востока на запад и обладают сходным характером рельефа. Северные склоны обычно пологие, с обширными выровненными террасами, у гребней увенчанные снежниками и ледниками.

Южные – более крутые, сухие и скалистые. Нередко от них отходят узкие острые хребты, образуя сложный лабиринт ущелий. В центральной части выделяется мощный ледниковый хребет Бугулытор. Площадь самого крупного из ледников этого хребта около 1 кв. км.

Основные реки заповедника – Джабаглы, Аксу, Балдарбек, Бала-Балдарбек. Питание их смешанное – снеговое, ледниковое и родниковое.

Оставили здесь следы своей деятельности и наши далеки предки. В котловане урочища Касабулак – живописном и суровом месте, окруженном огромным амфитеатром из ослепительного ромбовидного снежника и темных осыпей, находится знаменитая каменная галерея. На плоских камнях, покрытых черной железисто-марганцевой коркой, хорошо видны рисунки древних людей, высеченные острым орудием. Рисунков здесь множество, не менее двух тысяч. Причудливая вязь каменной живописи поражает разнообразием сюжетов и техникой исполнения. Чаще всего встречаются рисунки диких животных – козлов, архаров, маралов. Нередки изображения всадников на лошадях и верблюдах, охотников с луками и копьями, сцен борьбы, плясок, различных ритуалов и даже сцен казни. По поводу возраста этих петроглифов до сих пор не существует единого мнения. Большинство исследователей относит их к сакскому периоду, т.е. к У-1У векам до нашей эры. Другие считают, что «картинная галерея» Каскабулака создавалась многими поколениями, начиная с каменного века до средних веков нашей эры.

Среди других заповедников Казахстана Аксу-Джабаглы выделяется особым богатством и разнообразием растительного покрова. Здесь отмечено более 60 растительных формаций, относящихся к 12 типам растительности, тогда как в других заповедниках – всего до 5-7 видов. Самым оригинальным, характерным только для Западного Тянь-Шаня типом являются полусаванны, или саванноиды.

Другой тип растительности, свойственный только Западному Тянь-Шаню, – арчевые

леса. Они формируют неповторимый облик ландшафта этого региона, закрепляют склоны, предохраняя их от эрозии, накапливают и запасают влагу, регулируя стоки рек, служат стражем от разрушительных паводков, снежных лавин и селевых потоков. Летучие эфирные масла и фитонциды очищают и оздоравливают воздух. Являясь основной древесной породой в Западном Тянь-Шане, арча издавна широко использовалась человеком. Площади арчевников сильно сократились за последние столетия, поэтому они отнесены к лесам первой категории с особым режимом охраны, а арча зеравшанская занесена в Красную книгу Казахстана.

Кроме того, в Аксу-Джабаглы охраняются и другие уникальные растительные сообщества.

Флора заповедника очень богата. Количество охраняемых видов представлено следующим образом: грибы – более 250 видов; мхи, лишайники, водоросли – по 60-70 видов; высшие растения – более 1300 видов. Только в Аксу-Джабаглы охраняются такие редчайшие виды как латук удивительный, угамия ангренская, первоцвет Минквиц, остролодочник таласский, мытник Масальского, бересклет Коопмана, береза таласская и др.

Животный мир заповедника также разнообразен. Фауна позвоночных насчитывает более 330 видов. Преобладающими по численности и видовому составу являются грызуны. Из копытных наиболее обычны горные козлы, немногочисленны архары и реаклиматизированные в начале 60-х годов прошлого века маралы. Из хищников чаще всего встречается тянь-шаньский бурый медведь. Плотность этого краснокнижного вида в Аксу-Джабаглы самая высокая в пределах всего ареала. Кроме архара и медведя, в заповеднике обитает еще пять краснокнижных видов – снежный барс, дикобраз, туркестанская рысь, перевязка и каменная куница. Довольно обычен только последний вид (порядка 40-50 особей) , остальные – очень редки (от 2 до 5 особей).

Мир птиц значительно богаче. Всего здесь встречается 268 видов, в том числе около 110 пролетных и 130 гнездящихся. Последняя цифра составляет более 80 % от гнездовой фауны всего Западного Тянь-Шаня, включая Кыргызстан и Узбекистан. Шесть их видов – беркут, бородач, змееяд, стервятник, орел-карлик, балобан, довольно редки, гнездятся в количестве одной – нескольких пар и относятся к категории краснокнижных.

Удивительный мир биоразнообразия Аксу-Джабаглы издавна привлекал внимание ученых. По длительности и результативности научных исследований этот заповедник занимает ведущее место не только в Казахстане, но и среди всех заповедников бывшего Советского Союза. В последние годы, благодаря реализации Международного проекта по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня, Аксу-Джабаглы не только расширил свою территорию, укрепил материально-техническую базу, но и приобрел еще большую популярность среди ученых и экологических туристов всего мира.

Послетекстовые задания.

Какие виды животных и растений охраняются в заповеднике Аксу-Джабаглы.

Покажите на примере из текста, как выпадение одного вида из экологической цепи может привести к катастрофе.

Почему Аксу-Джабаглы был присвоен статус заповедника.

Расскажите о других заповедниках и национальных парках мира.

Текст № 8. Роллан Сейсенбаев. «День, когда рухнул мир»

Притекстовое задание. Прочитайте текст. Определите тип речи текста.

…С восходом солнца в горах появились военные. – откуда они взялись? – удивился мой дед. – Действительно, будто из-под земли выходят, – испуганно вымолвил дед Ахрам. Военные направились к нам, и один из них, очевидно, старший, сказал:

– Через полчаса все начнется. Вам во время взрыва следует укрыться кошмами и не вставать, пока не будет команды. Костры немедленно потушить.

Солдаты уже заливали огонь водой. Короткие, отчетливые приказы ворвались в благостную утреннюю тишину. Люди начинали вытаскивать кошмы, группироваться, кучковаться, устраиваться поудобнее. Кенже лежала между мной и бабушкой. Ее нежное лицо осунулось, в широко раскрытых глазах снова застыл страх, еле шевелились длинные ресницы. Мой дед шептал молитву. Бабушка насильно укрыла меня с головой. Я вырывался. Она сердилась.

Еще торопливее забегали военные. Я слышал их надтреснутые, охрипшие голоса. Вдруг их начальник крикнул зычно:

– Внимание! Внимание! Всем лежать! Замрите!..

И – тихо покачнулась земля. Мне показалось, что она – вечная колыбель, баюкающая нас. Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу – в ноги, в грудь, в лицо; ослабли бабушкины объятия, земля вздымалась, как необъезженный конь; степи, горы в последней потуге удерживались, чтобы не сгинуть. Я видел, высунувшись из-под кошмы, – огромный гриб заполонил небо, и огнедышащие всполохи играли невообразимо буйным соцветьем красок. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть. Стонали горы, с грохотом катились вниз огромные камни, скрипели, гнулись деревья, и в адские эти звуки внезапно вплелся еще один – отчаянный, режущий уши визг ли, плач? Я до сих пор не знаю, как правильно назвать этот страшный звук. Маленькая девочка в белом платьице

бежала, увертываясь от скачущих каменных глыб. Я и сам не заметил, как выбрался из-под кошмы и, стоя во весь рост, оцепенело глядел ей вслед. Огненный гриб тяжело поднимался, слепили глаза яркие вспышки, по качающейся земле неизвестно куда убегала маленькая девочка. Я застыл, как вкопанный, не понимая, что мне нужно предпринять. Ее крик резал мне уши. А может, не было крика? Может, я вообразил, что она кричала? Может, она беззвучно открывала рот и бежала не в степь, а в горы, и камни шарахались от нее. «Она погибнет, ее надо спасти, надо бежать за ней, догнать ее, – подумал я и крикнул: – Кенже!.. Кенже!..» Я ринулся за ней, и вдруг меня осенило: наверное, она сошла с ума! Потрясенный неожиданной догадкой, я споткнулся и упал. В эту же секунду надо мной пролетел большой камень, и я понял, что аллах спас меня. Кенже сошла с ума, сошла с ума… Я настигал ее. Худые плечи ее вздрагивали, она бежала и плакала, теперь я точно слышал ее душераздирающий крик: – А – а – а!.. Пространство вокруг заново озарилось всполохами. Я настиг Кенже, и мы рухнули на землю. Тяжелый топот сапог приближался, и не успел я обернуться, как нас накрыли тяжелой кошмой. Я услышал грубый голос: – Лежать! Не подниматься! – Кенже легко сжала мою руку. – Не бойся, – шепнул я ей, но она не ответила. Прикосновение ее влажных пальцев – разве забудешь такое?..

Земля вновь задрожала, теперь, еще сильнее, она билась, как в падучей, и сердце мое билось – вниз-вверх, вниз-вверх, и душа замирала. Я забыл о Кенже, я забыл обо всем на свете, я понял – на меня рухнул мир, и сейчас я погибну под его обломками. Я думал только о себе, смерть стояла надо мной с занесенным топором, вжик-вжик-вжик – и лезвие опустится на мою детскую шею, я терял сознание, ощущая в некоем мерцании, как

холодеет рука Кенже. «Она умерла», – успел подумать я, ибо мое замутненное сознание

медленно возвращалось на круги своя. Под кошмой, в полной темноте рядом с мертвой Кенже я мелко-мелко дрожал, обливаясь холодным потом. Своим мальчишеским сердцем я внезапно понял, что был влюблен в эту маленькую болезненную девочку. Я зашевелился, пытаясь приблизиться к лицу Кенже, поцеловать ее в первый и последний раз. – Не рыпаться! Тихо лежать! – услышал я прежний грозный голос, но все же успел рывком дотянуться до нее и поцеловал, кажется, в лоб. На меня опять прикрикнули, но голос звучал глухо, и я понял, что обладатель тоже говорит из-под кошмы. И казалось, что наступил конец света.

После взрыва мы еще полторы недели жили в Чингисских горах. Тут же, на высокой сопке, похоронили Кенже – первую безвинную жертву испытаний водородной бомбы на полигоне «близ города Семипалатинска».

Послетекстовые задания.

О каком событии повествует фрагмент из рассказа «День, когда рухнул мир»? Какие ощущения вызвал у вас этот фрагмент?

Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы показать ужас увиденного?

Что вы знаете о Семипалатинском полигоне, о движении «Невада – Семипалатинск»?

4. Какой вред нанесли человеку и природе ядерные испытания на Семипалатинском полигоне?

Текст № 9 . В.К. Журавлев. «Экологический кризис русского языка и литературы»

Предтекстовое задание. Раскройте значение следующих слов и словосочетаний:

Оскудение

Деградация

Дегуманизация

Ораторское искусство

Социальное поведение

Социально-этические нормы

Необратимый процесс

Притекстовые задания.

1. Прочитайте текст.

20

2. Определите тему и идею текста.

3. Согласны ли вы с позицией автора текста?

Экологический кризис русского языка и культуры

Сегодня проблема экологии волнует всех и каждого. Речь идет о катастрофическом состоянии природной среды обитания человека, о загрязнении воды и воздуха, рек и морей, лесов и полей. Академик Д.С. Лихачев расширил понятие экологии, поставив проблему экологии духовной культуры. Бесспорно, существуют и проблемы экологии языка.

Слово “экология” составлено из двух греческих слов. Первая часть означает “дом”, “родина”, отсюда – и более широкое современное значение: “среда обитания”. Вторая часть многозначна, обозначает: “слово”, “понятие”, “мысль”, “определение”, “речь”, “учение”. Экология может трактоваться как домостроительство, как “родное слово”, “домашняя речь” или “словесная (языковая) среда обитания”. И в самом деле: человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Речевое взаимодействие – непременное условие социального взаимодействия. Язык – среда обитания любого человеческого коллектива, народа и каждого человека. Мы “дышим” речевой продукцией, результатами речевой деятельности не только тех, с кем находимся в непосредственном речевом контакте (семья, школа, улица, работа), но и наших предков, которые когда-то говорили и писали на нашем языке.

Тексты русского литературного языка – совокупный продукт выдающихся деятелей русской и мировой культуры: Толстого и Тургенева, Пушкина и Державина, Ломоносова и Кантемира, Кирилла и Мефодия. Непрерывная цепочка речевого общения донесла до нас не только язык наш, но и живую манеру говорения, интонацию Л.Н. Толстого, манеру

чтения лекций и интонацию Ф.Ф. Фортунатова и А.А. Шахматова, М.Н. Петерсона и А.А. Реформатского.

Человек как личность есть продукт речевого общения. В процессе расширения сфер и задач общения параллельно с усвоением норм речевого поведения усваиваются исторически сложившиеся нормы социального поведения и морально-этические принципы своей семьи, своей социально – этнической группы, своего народа.

Язык – незаменимое, надёжнейшее средство живой связи поколений, мощнейший фактор единения, консолидации нации.

Многие социальные процессы привели к экологическому кризису языка, оскудению речевого общения на русском языке, деградации ораторского искусства, загрязнению языка газет и журналов.

Носителями литературного языка, его социалемой, всегда является определенная группа людей: писатели и учёные, актеры и журналисты, профессора и учителя, потомственная интеллигенция, сохранявшая и умножавшая литературно-художественные, научные и учебные тексты на данном языке.

Падение престижности образования, школы и университета, образованности и интеллигентности вообще и школьного учителя, в частности, – вот источник “раскультуривания” народа, нарушение экологии русского языка и культуры. Расширенное воспроизводство социалемы литературного языка – основная функция школы.

В двадцатые годы постановлением о “единой трудовой школе” с жесткими

задачами подготовки “рабочего к станку”, бездумных “винтиков”, способных лишь выполнять волю “вождей”, была разрушена система среднего и высшего образования России. Начался необратимый процесс дегуманизации школы, дегуманизации общества. Резко сократился объем и снизилось качество языкового образования в школе.

От всего курса родного языка остались лишь правила орфографии и пунктуации. Центральный предмет школьного образования превратился в “уложение о наказаниях”.

Выпускник гимназии хорошо знал несколько языков, был начитан в оригинальных текстах (родной язык и классическая русская литература, церковнославянские тексты, латынь и греческий, тексты античной литературы, поэзии и ораторского искусства, немецкий и французский языки, классическая и зарубежная литература).

Объем языкового образования охватывал до 55% учебного времени 12-летнего среднего образования. Такое же внимание языковому образованию уделяет современная школа Франции, Италии и Германии.

Тогда же под флагом атеизма были отрезаны корни русских культурно-исторических традиций: “отлучили” от русской Православной Церкви русский народ, запретили преподавание церковнославянского языка в школе, разрушали памятники духовной и материальной культуры. Обливались грязью величайшие достижения русской культуры во имя торжества “пролетарской культуры”, с целью ускоренного строительства бесклассового, безнационального общества с единым языком, которым “не станет ни русский, ни немецкий, ни армянский”.

Крупнейшие ученые, занимавшиеся исследованием русского языка и его истории, подвергались репрессиям. Ликвидировали Отделение Русского языка и литературы, Международный и национальный научно- исследовательский центр русской и славянской филологии. Закрыли историко-филологические факультеты Московского и Ленинградского университетов, готовивших специалистов высшей квалификации, учителей русского языка, литературы и истории. Позже вместо них открыли ИФЛИ, институты философии, литературы и истории (без языка!). Здесь готовили воинствующих марксистов…

Планомерно уничтожалось русское православное духовенство – “среда обитания”

церковнославянского языка. Разрушилась вековая экосистема экологического равновесия русского разговорно-бытового языка и церковнославянского, постоянно подпитывающего русский литературный язык, обеспечивая ему стабильность, чистоту и уникальное богатство поэтических средств, высокий художественно-эстетический и морально-этический уровень текстов русской литературы, философии, науки.

Русские национальные традиции, русская духовная культура, история русского народа и государства, да и сам народ русский злонамеренно обливали грязью, лишая его исторической памяти. Из родной страны изгоняли живых носителей русской памяти – писателей, учёных, представителей потомственной интеллигенции. Периодически добивали “недобитых” то философов, то историков, то языковедов и литераторов, то биологов, то врачей…

Уничтожение русской интеллигенции, как активной носительницы русского литературного языка, обеспечивавшей хранение, передачу и расширенное воспроизводство его текстов с неизбежностью вело к экологическому кризису русского языка и духовной культуры.

Разговорно-бытовая речь, не освященная исторической книжно-литературной и народно-поэтической традицией, поползла на страницы газет, журналов и книг. В разговорно-бытовой речи, да и в речах “вождей” стали множиться “нецензурные” выражения, “чёрные” слова. Нередко лишь при помощи двух “матерных” корней и

минимального набора служебных морфем, окончаний и суффиксов русской грамматики удавалось удовлетворять все потребности общения.

А между тем, употребление “чёрного” слова с неизбежностью ведёт к неразличению добра и зла. Дозволенность “чёрного” слова – основа вседозволенности. Экологический кризис русского языка неотвратимо ведет к кризису нравственности.

Послетекстовые задания:

1. Как вы понимаете значение словосочетания «экология языка»?

2. Согласны ли вы с тем, что язык и культура находятся в катастрофическом состоянии, в состоянии экологического кризиса.

3. Какие исторические предпосылки, по мнению автора, лежат в основе экологического кризиса русского языка и культуры? Назовите другие причины этого кризиса.

4. Что, на ваш взгляд, засоряет язык? Как вы понимаете значение словосочетания «черные» слова?

5. К чему может привести экологический кризис языка и культуры?

Текст № 10. «Экология души».

Притекстовое задание. Как вы понимаете значение словосочетаний:

Транснациональные корпорации

Деструктивные процессы

Кризис духовности и нравственности

Система ценностей

Предтекстовое задание. Прочитайте текст «Экология души». Как вы понимаете название текста. О чем он может рассказать?

Экология души

Современное состояние экосистемы Земли все больше зависит не только от транснациональных корпораций и государств, но и от каждого отдельного человека.

В средствах массовой информации проблема углубления экологического кризиса, угрожающего перерасти в катастрофу, относится к наиболее обсуждаемым. Одной из причин разрушения экологии планеты являются деструктивные процессы в человеческой душе. Среди разрушительных явлений третьего тысячелетия – углубление противоречия между ростом технических возможностей и обострением кризиса духовности и нравственности. По данным последних опросов более 60% школьников заявили о своей готовности преступить любые нормы морали и закона ради достижения личного успеха. Все накопленные техническим прогрессом возможности могут быть использованы как во благо, так и во зло. Но, поскольку зло творить значительно легче, процесс самоуничтожения цивилизации приобретает все более определенные черты. Чтобы спилить дерево, достаточно одной минуты, а чтобы вырастить, потребуется 100 лет, которых у человечества уже может и не быть. Деструктивная система ценностей, в которой прибыль ставится выше всего остального – жизни, красоты, гармонии и пр., – показатель разрушения души, без восстановления которой опрометчиво рассчитывать на предотвращение экологической катастрофы материальной части планеты.

Послетекстовые задания.

В чем проявляется кризис духовности и нравственности?

Как вы считаете, являются ли экологические проблемы окружающей среды следствием разрушения норм морали, нравственности, духовности, или наоборот?

Текст № 11. Мухтар Шаханов. «Муки беззащитной духовности» (Из книги «Заблуждение цивилизации»)

Предтекстовое задание. Прочитайте текст. Определите тему и идею текста.

Вертится круглая Земля,

Изрытая морщинами,

В пятнах и шрамах,

Как прообраз

Головы Сократа,

До конца не оцененного

Ни своим временем,

Ни своим окружением,

Ни своими властителями

И даже своей

Единственной женой

Ксантиппой.

Вертится круглая Земля…

И на нынешнем стыке тысячелетий

Между полюсами

Добра и Зла,

Между понятиями

Да и Нет,

Минуя мощные пласты

Духовного опыта

Разных эпох,

Под иссушающим ветром технопрогресса

Идет антикультурная революция –

Вершится стихийный,

Неразумный пересмотр

Общечеловеческих ценностей.

А неразумие –

Причина всех бед…

Идет антикультурная революция

Под близоруким лозунгом:

«Сначала поднимем

Благосостояние людей,

Распахнем золотые двери

Демократии,

А культурой займемся позже!»

Но чем больше в обществе

Стремления к наживе

И потребительского эгоизма

Без опоры на духовность,

Тем больше оно

Теряет животворных сил,

Ибо давать оголтелой материальности

Время и возможность

Вариться в собственном соку –

Значит приближать опасность,

Не меньшую,

Чем нашествие саранчи!

Послетекстовые задания.

Как вы думаете, какая связь между темой данного текста с темой экологии души?

Как вы понимаете значение словосочетания «антикультурная революция»? Что под этим подразумевает автор?

Какая опасность угрожает человечеству, если «давать оголтелой материальности время и возможность вариться в собственном соку»?

Текст 12. М.М. Пришвин. «Дневники»

Предтекстовое задание. Познакомьтесь с мыслями и изречениями М.М.Пришвина о природе и о взаимоотношениях человека с природой. Проанализируйте и прокомментируйте их. Какие высказывания вам понравились?

Почему я все пишу о животных, о цветах, о природе? Многие говорят, что я ограничиваю свой талант, выключая свое внимание к самому человеку.

А я пишу о природе потому, что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мертвых. Но, видимо, талант мой невелик, потому что если о живых людях напишу хорошо, то говорят: «Неправдоподобно!» Не верят, что есть такое добро среди людей.

Если же станешь писать о мертвых человеческих душах, как Гоголь, то хоть и признают реалистом, но это признание не дает отрады.

И вот мое открытие: когда свое же человеческое, столь мне знакомое, столь мне привычное добро найдешь у животных, верят все, все хвалят и благодарят, радуются. И так я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой.

2. Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к

сердцу принимает, не часто удается так обойтись с природой, чтобы почувствовать в

3. Я один. Я слышу, как бьется мой пульс. Я вижу, как я тихо качаюсь от ударов. Я

слышу дыхание лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со мной. И через

любовь мою к цветку я связан со всем великим миром.

К природе нельзя подойти без ничего, потому что слабого она сию же минуту берет в плен и разлагает, поселяя в душу множество грызущих червей. Природа любит пахаря, певца и охотника.

Я стою и расту – я растение.

Я стою, и расту, и хожу – я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.

Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо – все небо мое.

И начинается симфония Бетховена, и тема ее: все небо – мое.

Текст № 11. В. Распутин . «Тайга». (Из книги «Век живи – век люби»)

Предтекстовое задание. Раскройте значение следующих слов и словосочетаний:

Валун

Парить

Распах

Бурундук

Густоплодье

Западать в душу

Поклажа

Раздолье

Разнорост

Притекстовое задание.

Прочитайте текст.

Определите стиль и тип речи данного текста.

Определите основную мысль текста.

Тайга

Тайга стояла тихая: уже и проснувшись, вступив в день, она, казалось, безвольно дремала в ожидании каких-то перемен. Про небо нельзя было сказать, низко оно или высоко, из него словно вынули плоть, и осталась одна бездонная глухая пустота. Солнце сквозь неё не проникало, не было ветра – тяжёлые деревья стояли недвижно и прямо, и только над речкой, повинуясь движению и шуму воды, подрагивали на берёзках и кустах листья. Время от времени вспархивали птицы.

Чем дальше уходили они, тем больше становилось кедров, и тем чаще задирал Саня голову, высматривая шишки.

Отдохнув и поев без чая, они оставили речку и взяли от неё влево. До этого всё время тянулся подъём, то положе, то круче, он и теперь продолжался, но они пошли наискось горе, и шли, обманывая её, поначалу легко. Кедрач и ельник остались внизу, начался осинник с высокой и уже полегшей травой, закрывшей с обеих сторон трапу так, что её нащупывали только ноги. Потом и осинник поредел, все снова пошло вперемешку – кедры, сосны, березы, ели, а гора, которую они старательно обходили, словно перехитрив их, развернулась и встала перед ними в рост.

Они вышли на чистую тропку и поднялись на вершину, когда неожиданно ударил им в глаза открывшийся с двух сторон необъятный простор в темной мерцающей зелени, победно споривший в этот час с белесой пустотой неба, – за все, за все они были вознаграждены. Среди огромных валунов, заросших брусничником, важно родовито, не имея нужды тянуться вверх, стояли – не стояли, а парили в воздухе – могучие и раскидистые сосны, как и должно им быть царственными и могучими в виду многих и многих немереных километров вольной земли. Здесь был предел, трон – дальше и внизу, волнисто воздымаясь к дымчатому горизонту и переливаясь, то более светлым, то более темными пятнами, словно бы соскальзывая и упираясь, широким распахом стояла в таинственном внимании державная тайга.

- Вот это да-а! – ахнул Саня, подошедший последним.

- Санек, а?! – крикнул ему Митяй. – Запоминай – во сне потом будет сниться!

Где-то рядом, сердито заявляя свои права на округу, засвистел бурундук. Митяй засмеялся:

- Да уйдем, уйдем, парень. Посидим и уйдем. Что ж ты, дурак такой, и меня не узнал?

Столько ягод Саня никогда еще не видывал. И не представлял, что ее может столько быть. Он ходил раньше не раз с бабушкой за малиной, ходил в прошлом году с папой и Митяем здесь же, на Байкале, за черной смородиной, – то был первый его серьёзный выход в тайгу, окончивщийся удачно; но они брали тогда только то, что осталось после других, и хоть набрали хорошо, большего удовольствия это не доставило. Тут же они были первые, никто до них ягоду не трогал и не мял, а наросло её на диво, в редкий год, по словам Митяя, удаётся такоё урожай. Теперь Саня знал, что это такое – кусты ломятся от ягоды: они действительно ломились, лежали от тяжести на земле или стояли, поддерживая друг друга в непосильной ноше.

Саня раздвигал кусты и замирал от раскрывшегося потревоженного густоплодья. Дымчато-синяя ягода ослепляла, вызывая и удивление, и восторг, и вину, и что-то еще, чему Саня не знал имени и что западало в душу скрепляющим чувством – смутным и добротворным. Нагибая к себе куст, обряженный то круглыми, то продолговатыми плодами, Саня приступал к нему с игрой, которая вызвалась сама собой и нравилась ему. “Не обижайся,- наговаривал он,- что возьму я тебя… я возьму тебя, чтоб ты не пропала напрасно, чтоб не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы. И если я тебя не возьму, если ты не успеешь упасть на землю и сгнить, все равно тебя склюет птица или

обберет зверь – так чем же я хуже, если сейчас соберу тебя я? Я сберегу тебя. – Сане не хотелось признаваться, что он будет варить или толочь ягоду, это казалось варварством. – И зимой маленькая девочка по имени Катя, которая часто болеет… – и грубым бестактным, казалось называть себя – то что он станет есть ягоду, и Саня вспоминал свою двоюродную сестру, которой и в самом деле перепало не мало варенья, так что Саня здесь не совсем лгал,- … и маленькая девочка по имени Катя… она очень любит голубицу, любит тебя, и ты очень помогаешь этой девочке. Когда мы приедем домой, ты увидишь её и поймешь, как ты нужна ей… не обижайся, пожалуйста”

И когда на обратном пути поднялись они с тяжелой поклажей на вершину перевала, на тот таежный каменный “трон”, откуда волнами уплывали в дали леса; когда, встав на краю обрыва, оглядел на прощанье Саня это сияющее под солнцем без конца и края и синеющее уже под ним величественное в красоте и покое первобытное раздолье, – от восторга и непереносимо сладкой боли гулко и отрывисто застучало у Сани сердце: пусть, пусть что угодно – он видел, чувствовал, хоть малой долей он с этим породнился навсегда.

В поздних и мягких сумерках они вышли к Байкалу, перешли через рельсовую дорогу и скинули со спин поклажу. Мягкие сумерки – верный признак того, что сегодняшний день по звонкой и чистой мощи своей не повторился ни завтра, ни послезавтра, долго-долго. Земные праздники мы знаем – то был праздник неба, который оно, небо, не может справлять только в своих просторах, – то было щедрое пограничье между двумя пределами. И вот он кончился, и вот оно минуло. Догорел свет, небо потухло, не давая глубины, и затмилось; выскочили над Байкалом слабые, мутные звездочки и тут же скрылись.

Послетекстовые задания.

Ответьте на вопросы:

1). Какое впечатление производит величественная , «державная» тайга на человека, ступившего в нее?

2). Почему сбор ягод в тайге в этот раз доставил Сане такое большое удовольствие?

3). Для кого Саня собирал голубицу и почему?

4). С каким настроением Саня уходит из тайги?

5). Почему этот день никогда не изгладится из памяти мальчика?

6). Был ли в вашей жизни такой день, когда встреча с природой запомнилась на всю жизнь? Расскажите о нем.

Задание для самостоятельной работы. Подготовьте проект «Защита природы – приоритетная задача человечества». Цель проекта – обратить внимание людей на экологические проблемы, воздействовать на сознание людей, привлечь к делу охраны природы своих однокурсников. Постарайтесь выбрать такие способы и методы воздействия на человека, чтобы достичь указанной цели.









Конспекты

Комментарии закрыты.