Анализ стихотворения А. С Пушкина "Мадонна"План:Стихотворение в творчестве поэта Мотив стихотворенияСюжетПроблематика Композиция6. Лирический

18 Январь 2012



Анализ стихотворения А.С Пушкина ”Мадонна”
План:
1.Стихотворение в творчестве поэта
2. Мотив стихотворения
3.Сюжет
4.Проблематика
5. Композиция
6. Лирический герой

  • Стихотворение «Мадонна» было написано Пушкиным в 1830 году.

    30 июня 1830 года Пушкин писал Н.Н.Гончаровой, ставшей уже его невестой, о картине, приписывающейся итальянскому художнику Пьетро Перуджио (между 1445 и 1452-1523): «… часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды», – и шутя прибавлял:».. я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей» Описание этой картины и дано в сонете.

    Тема сонета – восхищение и любование светлым ликом Мадонны. Не множествам картин старинных мастеров Украсить я всегда желал обитель… Уже в первых строках стихотворения лирический герой дает читателю понять: он не стремится удивить знакомых, не прислушивается к важным суждениям знатоков. В искусстве он покланяется иному. Стихотворение пронизано идеей возвышенной и чистой красоты. Герой воспевает светлые образы великого творца и прекрасной, кроткой Мадонны.

    Чувства лирического героя – восхищение и поклонение религии, гармонично сочетающейся с искусством. Одно выражает и подчеркивает другое. В последнем четверостишии – обращение к земной реальной женщине, но очевидно, что для лирического героя она – возвышенный и ясный идеал, исполнившееся желание, ниспосланное творцом. Он обращается к своей Мадонне, и делает заключение:

    Чистейшей прелести чистейший образец

    Образы, представленные в стихотворении олицетворяют гармонию мира, его красоту:

    Кроткие творец и Мадонна- -Она с величием, он с разумом в очах.

    И реальная, земная женщина, являющаяся для лирического героем идеалом.

    Первые образы одновременно близки и далеки ему, а «Мадонна» реально существующая имеет прямую соотносимость с жизнью героя. В стихотворении используются следующие литературные тропы:

    Выразительные эпитеты(ЧИСТЕЙШИЙ образец, БОЖЕСТВЕННЫЙ спаситель, СТАРИННЫХ мастеров)

    Гипербола: Творец

    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

    Чистейшей прелести чистейший образец.

    Метафора: Одни, без ангелов под пальмою Сиона.

    Лексический повтор: Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…

    Подчеркивает эмоциональность, выделяет главную мысль произведения.

    Сравнение: Чтоб на меня с холста, как с облаков…

    Сила искусства приравнивается героем к божественной силе, к величественным природным явлениям.

    Инверсия: Исполнишь мои желания. Творец…

    В поэтической лексике используются археологизмы:

    Обитель – 1) то же, что монастырь(устаревшее) 2) место, где кто-нибудь живет, жилище.

    Лирическим героем употреблено употреблено во втором значении.

    Дивился – удивлялся,средь-среди, взирали-смотрели.

    Использование археологизмов делает язык стихотворения более проникновенным, глубинным.

    В произведении используются такие части речи, как существительные, прилагательные, глаголы: Она с величием, он с разумом в очах – Взирали кроткие.

    Прочитать стихотворение и правильно понять его смысл помогают знаки препинания.

    Стихотворный размер – амфибрахий.

    Рифма мужская и женская(Не множеством картин…)

    Стихотворение «Мадонна» является сонетом, так как оно написано в 14 строк и состоит из двух четверостиший и двух трехстиший.

    Жанр – элегия, поскольку лирическое стихотворение, выражающее чувства героя, проникнуто возвышенным поклонением, светлыми образами.

    Читая стихотворение, испытываешь много чувств, и первое из них, которое следует отметить – восхищение красотой искусства. Кроткий лик Мадонны становится источником вдохновения для лирического героя, в его сознании возвышенность религии и мастерство художника, написавшего картину, являются прообразом и постоянным напоминанием о земной женщине, ставшей для лирического героя символом совершенства.

    Безоговорочно отвергая «важные сужденья знатоков», герой Пушкина провозглашает свою единственно верную истину.

    Она заключается в том, что красота – это четкость линий, простота и ясность форм, это чувства внутренней гармонии и покоя, охватывающие человека, который смотрит на великое произведение искусства. Исполненный восхищения, восторга, преклоняющийся перед высокими нравственными идеалами, лирический герой увидел в недосягаемо высоком облике Мадонны образ любимой им женщины.







Литература

Комментарии закрыты.