на завтра мне , написать анализ стихотворения Пушкина "я памятник себе воздвиг нерукотворный." по плану: Автор и на

5 Февраль 2012



Срочно на завтра мне надо, помогите пожалуйста написать анализ стихотворения Пушкина “я памятник себе воздвиг нерукотворный…” по плану:
1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому
посвящено). 

Место данного стихотворения в творчестве поэта
или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом,
структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к
какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, – то
необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение
поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие
выводы.

         Тема
стихотворения: 

         -
пейзаж; 

         -
общественно-политическая; 

         -
любовная/интимная; 

         -
философская.

         Сюжет: 

         -
есть сюжет: образы событий (…каких именно…); 

         -
без сюжета: образы чувств (…).
^ 4. Художественные средства, с помощью которых
созданы эти образы: 

Какую лексику использует автор: 

- бытовую, повседневную 

- литературную, книжную 

- публицистическую 

- архаизмы, устаревшие слова

^ 5. Композиция лирического произведения. 

Необходимо: 

- определить ведущее переживание, чувство,
настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 

- выяснить стройность композиционного
построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 

- определить лирическую ситуацию, представленную
в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и
т.д.) 

- определить жизненную ситуацию, которая,
предположительно, могла вызвать это переживание; 

- выделить основные части поэтического
произведения: показать их связь (определить эмоциональный
“рисунок”). 

Композиция стихотворения, его деление на строфы
(как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 

Представляет ли каждая строфа законченную мысль
или в строфе раскрывается часть основной мысли. 

Сопоставлен или противопоставлен смысл
строф. 

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения
последняя строфа, содержит ли вывод.

         Композиция:
размер, рифма, ритм. 

         Размер: 

         акцентный
стих; 

         _
_’ _ амфибрахий; 

         _
_ _’ анапест; 

         верлибр
(свободный или белый стих); 

         ’_
_ _ дактиль; 

         дольник; 

         ’_
_ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный; 

         _
_’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

         Рифма: 

         аабб
- парная; 

         абаб
- перекрёстная; 

         абба
- кольцевая. 

         анафоры
(одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале
стиха. 

         переносы
(значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

^ 6. Поэтическая лексика. 

Необходимо выяснить активность использования
отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов,
неологизмов, омонимов, синонимов. 

- выяснить меру близости поэтического языка с
разговорным; 

- определить своеобразие и активность
использования тропов.

         Тропы
- слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном
значении: 

         -
аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через
конкретные образы и предметы; 

         -
гипербола – художественное преувеличение; 

         -
ирония – скрытая насмешка; 

         -
литота – художественное преуменьшение; 

         -
метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в
котором слова “как”, “словно” – отсутствуют; 

         -
олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 

         -
паралеллизм; 

         -
сравнение; 

         -
эпитет – художественное определение.
^ 7. Стилистические фигуры: 

Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или
фигуры поэтической речи) 

- антитеза/противопоставление; 

- градация – например: светлый – бледный – едва
заметный; 

- инверсия – необычный порядок слов в
предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 

- повторы/рефрен; 

- риторический вопрос, обращение – повышают
внимание читателя и не требуют ответа; 

- умолчание – незаконченное, неожиданно
оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель
додумывает её сам.

^ 8. Поэтическая фонетика: 

Использование звукоподражаний, звукозаписи -
звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой “рисунок”
речи. 

- аллитерация – повторение одинаковых
согласных; 

- анафора – единоначатие, повторение слова или
группы слов в начале нескольких фраз или строф; 

- ассонанс – повторение гласных; 

- эпифора – противоположна анафоре – повторение
одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское
“Я”. 

- сам автор, 

- рассказ от лица персонажа, 

- автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм,
акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия
(грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в
стихах, песня, сонет и т.д.
12,Вывод.

  • В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Пушкин подводит итог своему творческому пути. Он задумывается о смысле жизни, об особой миссии, которая дается каждому человеку с его рождения. Пушкин выполнил свою миссию. 

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный, 
    К нему не зарастет народная тропа. 
    Вознесся выше он главою непокорной 
    Александрийского столпа. 

    Что значит “выше”? 
    Пушкин сравнивает духовное и материальное, живую поэтическую думу и мертвый камень, и в этом заключается художественное достоинство стихотворения. Главной темой стихотворения, на мой взгляд, является тема царя и поэта, земного властителя и властителя дум. Гений своим творчеством сам ставит себе при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он — голос народа, его пророк. Не кто-нибудь, а он сам воздвиг себе памятник. Отсюда многократно повторяемое “Я”. Пушкин жил и творил в “жестокий век”. Он гордился тем, что его поэзия была свободной, взывала к свободе политической и духовной. 







Литература

Комментарии закрыты.