Анализ произведения "сон макара"

1 Январь 0001



анализ произведения “сон макара”



  • Макар — главный герой, крестьянин.
    Сам автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». 
    Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян 
    реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у 
    крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, 
    называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, 
    очевидно, недаром сменил его имя на Maкара — на него, по русской 
    поговорке, «все шишки валятся»; с Н другой стороны, короленковский 
    Макар живет именно там, : куда другой фольклорный Макар «телят не 
    гонял». у М. — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки ? 
    Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяя себя от 
    «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; 
    «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и [ холод», много пил. В 
    канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в 
    тайге — в надежде поймать лисицу, М. заблудился и стал замерзать. Во 
    сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою 
    незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», 
    в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи 
    М., и их оказывается так много, что Тойон велит отдать М. в наказание 
    церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит «сын старого 
    Тойона» и просит отца разрешить М. «что-нибудь» сказать. ИМ., вдруг 
    ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: 
    как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и 
    исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и 
    голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая 
    земля и злая тайга!.. Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он 
    мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую 
    долю», но «теперь он стоял у конца, и надежда угасла…».
    От рассказа М. заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», 
    «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи М., 
    «подымалась все выше и выше!».
    Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у совре-
    менников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные 
    интерпретации — как революционного характера, так и сугубо 
    христианские. Рассказ допускает и менее драматическое толкование: 
    обстоятельства позволяют предположить, что М. не замерз в тайге, а 
    видит сон, отлеживаясь после попойки (ср. первую фразу рассказа и 
    начало гл. IV).
    Хотя образ М. и стал хрестоматийным, его трудно отнести к 
    достижениям русской психологической прозы. Он решен в традициях 
    популярных «святочных рассказов», где на первое место ставилась 
    сюжетная экстравагантность, а не художественная убедительность 
    образов. Положительный отклик читателей обеспечило соединение 
    беллетристических стереотипов с социально-политической 
    конъюнктурой первой половины 1880-х гг., когда сам факт 
    развертывающегося антигосударственного террора вытеснялся в 
    массовом сознании общими разговорами о тяжелом положении народа.









Литра

Комментарии закрыты.